25.11.2021

Травматическая катаракта

Травматическая катаракта развивается в результате механических, химических, лучевых или термических воздействий на глаза сразу после травмы или через некоторое время. Патология поражает как пожилых, так и молодых людей. Она может захватывать незначительную часть хрусталика или поражает весь хрусталик целиком (тотальная катаракта) и может прогрессировать до зрелого состояния, что грозит полной потерей зрения.

Виды

Выделяют следующие основные виды травматической катаракты:

• Контузионная. Развивается в результате ударов, контузий в области глаз и лица. Контузионная катаракта бывает нескольких видов — кольцевидная катаракта Фоссиуса, розеточная и тотальная. Особенно опасна тотальная катаракта, характеризующаяся разрывом эластичной капсулы хрусталика.
  • Химическая. Развивается в результате воздействия химических веществ. От типа веществ зависят симптомы заболевания. При попадании щелочи травма может развиться через некоторое время, при попадании кислоты помутнение развивается почти мгновенно. Также катаракта может развиваться в результате попадания тяжёлых металлов, таллия, нафталина и других веществ.
  • Лучевая (радиационная). Развивается в результате ионизирующего излучения.

К основным симптомам травматической катаракты относятся:

• уменьшение остроты зрения;
  • белая пелена перед глазами;
  • помутнение зрения;
  • искажённое восприятие;
  • плохое зрение в сумерках;
  • двоение изображения.

При катаракте цвет зрачка становится молочно-белым. Хрусталик постепенно набухает, что приводит к повышению ВГД и развитию увеита.

Диагностика

При травматической катаракте применяются современные комплексные методы диагностики, позволяющие своевременно выявить патологию ещё на ранних стадиях.

К основным методам диагностики катаракты относятся:

• визометрия — определение остроты зрения с применением специальных таблиц;
  • оценка бинокулярного зрения — выявление тонуса глазодвигательных мышц;
  • периметрия — проверка полей зрения;
  • тонометрия — измерение ВГД;
  • биомикроскопия — диагностика тканей глаза с применением щелевой лампы;
  • офтальмоскопия — оценка состояния глазного дна;
  • гониоскопия — осмотр угла передней камеры;
  • цветовое тестирование — оценка цветовосприятия.

Также могут использоваться дополнительные методы диагностики. К ним относятся ультразвуковое сканирование, томография сетчатки и лабораторные исследования. Эти методы позволяют оценить структуру глаза и выявить дегенеративные процессы, которые невозможно диагностировать стандартными способами.

Лечение травматической катаракты

Перед началом лечения катаракты устраняются воспалительные процессы, возникшие в результате травмы глаза. Используются консервативные и хирургические методики. Метод лечения выбирается врачом-офтальмологом индивидуально в зависимости от тяжести повреждений. При незначительных повреждениях возможно консервативное лечение. Оно предусматривает использование специальных капель для замедления патологических процессов. Однако полностью излечить катаракту консервативными методами невозможно. При прогрессировании заболевания необходимо проведение хирургического вмешательства.

Для лечения катаракты обычно применяется хирургическое вмешательство. К основным методам лечения относятся экстракапсулярная экстракция и факоэмульсификация (ФЭК). Факоэмульсификация является более современным и безопасным методом. Этот метод предусматривает разрушение помутневшего хрусталика при помощи ультразвука и извлечение через микроразрез. После этого имплантируется интраокулярная линза (ИОЛ). Наложение швов не требуется. Операция проводится амбулаторно под местной анестезией. При операции используются инновационные аппаратные комплексы и биосовместимые интраокулярные линзы.

К основным достоинствам факоэмульсификации относятся:

• малая продолжительность (15-30 мин);
  • отсутствие швов;
  • нет необходимости в госпитализации;
  • быстрая реабилитация (1-3 дня);
  • малая травматичность;
  • незначительная вероятность осложнений;
  • возможность восстановления зрения через месяц.

Перед планированием операции учитывается степень выраженности и локализация помутнения. Если катаракта не слишком плотная и не затрагивает центральные отделы хрусталика, без операции можно обойтись. Перед проведением операции обязательно оценивается состояние задней капсулы хрусталика.

Для изготовления искусственных хрусталиков используются нетоксичные биосовместимые материалы. Искусственные хрусталики обладают фильтрами, обеспечивающими защиту от УФ-лучей. Имеется асферическая оптика для защиты от бликов. Мультифокальные линзы обеспечивают отличный обзор как вдали, так и вблизи.

Травматическая катаракта может стать причиной множества осложнений, таких как отслоение сетчатки. Если болезнь не прогрессирует, достаточно провести консервативное лечение. При прогрессирующей катаракте требуется проведение хирургического вмешательства. Необходимо регулярно посещать офтальмолога и соблюдать определённые меры профилактики для предотвращения развития патологии: ношение защитных очков при сварочных работах, соблюдение правил охраны труда, правильное питание

В клинике Clean View проводится весь комплекс процедур для успешного удаления катаракты. Поможем с выбором хрусталика и проконсультируем по всем вопросам. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.