Clean View Clinic > Всё о зрении > Глазные болезни и их лечение > Осложнения после операции по замене хрусталика
16.11.2021

Осложнения после операции по замене хрусталика

При лечении катаракты обычно применяется метод ультразвуковой факоэмульсификации (ФЭК). Этот метод предусматривает удаление помутневшего хрусталика с помощью ультразвука и установку интраокулярной линзы (ИОЛ). Метод отличается высокой эффективностью, малой продолжительностью, безболезненностью и низкой вероятностью осложнений. Осложнения развиваются редко, однако полностью избежать их появления получается не всегда. Основными видами осложнений являются интраоперационные и послеоперационные.

Осложнения после операции по замене хрусталика

Отёк роговицы

Удаление катаракты может вызвать отёк роговицы. Характеризуется нечёткостью восприятия и светочувствительностью. Обычно отёк проходит самостоятельно через несколько дней. В редких случаях развивается псевдофакичная буллёзная кератопатия. Для лечения назначаются гипертонические растворы, мази и контактные линзы.

Вторичная катаракта

При вторичной катаракте наблюдается помутнение задней капсулы хрусталика. Вероятность её возникновения снижается при использовании ИОЛ из полиакрила. Срок развития катаракты составляет от 2 месяцев до 4 лет после операции. Факторы риска вторичной катаракты — это возраст, сопутствующие заболевания, травмы глазного яблока, воспалительные процессы. Для устранения вторичной катаракты проводится ИАГ-капсулотомия. Операция предусматривает воздействие на хрусталик лазерного луча и восстановление зрения.

Инфекционные осложнения

После удаления катаракты возможно попадание инфекции в ткани глаза. В результате могут развиться осложнения, такие как увеит и иридоциклит. Осложнения протекают в острой, рецидивирующей и хронической форме. Для лечения увеита и иридоциклита применяются антибиотики, нестероидные средства в виде мазей, гелей и капель. При запущенной инфекции может наступить полная слепота. Для профилактики осложнений требуется соблюдение личной гигиены и регулярное посещение окулиста.

Смещение ИОЛ

Неправильная фиксация интраокулярной линзы может привести к её смещению. Симптомами осложнения являются двоящееся изображение и быстрая усталость глаз. Требуется незамедлительное хирургическое вмешательство. При отсутствии своевременного лечения возможно развитие глаукомы или отслоение сетчатки. Проводится повторная операция, предусматривающая коррекцию положения ИОЛ.

Послеоперационный астигматизм

После удаления катаракты возможно изменение формы роговицы, из-за чего снижается чёткость зрения. Для коррекции послеоперационного астигматизма применяются специальные торические, цилиндрические или сфероцилиндрические контактные линзы. При выраженном астигматизме проводится рефракционная операция.

Повышение ВГД

После операции возможно повышение ВГД (послеоперационная глаукома). К причинам развития патологии относятся воспалительные процессы, попадание влаги, воздействие яркого освещения и др. К симптомам послеоперационной глаукомы относятся боли в глазах и повышенное слезотечение. Для лечения используются специальные капли или проводится промывание протоков глазного яблока.

Для предотвращения осложнений после замены помутневшего хрусталика необходимо соблюдать конкретные меры профилактики. Следует избегать резких наклонов головы, минимизировать зрительные нагрузки, исключить травмы глаз, отказаться от вредных привычек, не поднимать предметы массой более 10 кг. Необходимо посещать офтальмолога не реже 1-2 раз в год для контроля за состоянием глаз. При резком ухудшении остроты зрения требуется срочно обратиться к врачу.

В клинике Clean View проводится весь комплекс процедур для успешного лечения катаракты. Поможем с выбором хрусталика и проконсультируем по всем вопросам. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.