25.10.2021

Вторичная катаракта

Вторичная катаракта (код МКБ: H26.4) характеризуется разрастанием фиброзных тканей в задней капсуле хрусталика. Возникает примерно в 35% случаев после имплантации хрусталика. Заболевание приводит к постепенному ухудшению зрения. При вторичной катаракте снижается острота зрения, ухудшается цветовосприятие, появляется двоение в глазах (диплопия). Риск развития катаракты может зависеть от возраста пациента и сопутствующих патологий. Патология одинаково распространена среди мужчин и женщин.

Причины

• Возраст. В молодом возрасте повышается риск разрастания эпителия задней капсулы.
  • Материал ИОЛ. Использование линз на основе гидрофобного акрила позволяет минимизировать вероятность осложнений.
  • Сопутствующие болезни. Сахарный диабет и ревматоидный артрит провоцируют развитие заболевания.
  • Воспаления. Вторичная катаракта может развиваться в результате внутриглазных воспалений и хронических офтальмологических заболеваний.

Также вторичная катаракта может развиваться в результате нарушения техники удаления хрусталика. При факоэмульсификации вероятность развития катаракты снижается.

Симптомы

Врождённая катаракта сопровождается помутнениями хрусталика, которые проявляются с момента рождения. Помутнение может быть представлено разными формами — как небольшое пятно, так и полностью мутный хрусталик.

При замене хрусталика наблюдается улучшение зрения, однако вскоре оно начинает ухудшаться. Симптомы вторичной катаракты обычно возникают через 3-4 месяца после операции. Могут наблюдаться снижение зрения, световые пятна перед глазами, затуманенность зрения, нарушенное восприятия контраста. При прогрессировании патологии возникают проблемы при чтении и распознавании изображений. Снижение остроты зрения прогрессирует. Нарушения могут отмечаться вблизи и на дистанции. При ярком свете ламп могут возникать вспышки. Состояние больного не улучшается при использовании глазных капель и ношении очков. При появлении подобных симптомов необходимо обратиться к врачу.

Классификация

Вторичная катаракта может быть нескольких видов — фиброзная и пролиферативная. При фиброзной катаракте начинает формироваться фиброзная ткань, затрагивающая заднюю капсулу. Болезнь диагностируется в течение 3 месяцев после замены хрусталика. Пролиферативная катаракта характеризуется появлением клеток-шаров Адамюка-Эльшнига и колец Земмеринга. Может возникнуть через год после операции. В качестве отдельного вида отмечают утолщение капсулы хрусталика. Патология наблюдается редко.

Вторичная катаракта - Clean View Clinic

Диагностика

При вторичной катаракте проводится тщательное обследование отделов глазного яблока, сбор анамнеза и изучение характерных симптомов. При диагностике заболевания применяются различные методы:

• визометрия — определение остроты зрения;
  • биомикроскопия — оценка степени помутнения;
  • УЗИ глаза — исследование структурных элементов органа зрения;
  • периметрия — определение полей зрения;
  • осмотр глазного дна — оценка состояния сосудов и диска зрительного нерва;
  • тонометрия — измерение внутриглазного давления (ВГД);
  • ОКТ — проверка органа зрения и выявление нарушений задней камеры глаза;
  • лабораторные исследования.

Признаки заболевания выражены явно, поэтому дифференциальная диагностика обычно не проводится. При необходимости может проводиться дополнительное обследование. Комплексная диагностика катаракты позволяет определить степень развития патологии.

Лечение

Устранение катаракты проводится посредством операции. Применяются два метода — инвазивный и малоинвазивный (лазерный). Инвазивный метод предусматривает проведение разрезов и механическое удаление помутневшей капсулы. Этот метод является достаточно травматичным, поэтому применяется редко.

При вторичной катаракте обычно применяется малоинвазивная лазерная дисцизия (капсулотомия). Операция предусматривает удаление задней капсулы хрусталика при помощи лазерного луча. Этот метод проводится амбулаторно и не требует предварительной подготовки. Операция характеризуется бескровностью, безболезненностью, небольшим риском осложнений и низкой продолжительностью. Операция проводится в положении сидя под анестезией. За полчаса до начала в зрачок закапываются анестезирующие капли. На глаз устанавливается контактная линза, обеспечивающая надёжную фиксацию века и глазного яблока. Продолжительность операции составляет не более 15 минут. При помощи лазерной коррекции можно восстановить зрительные функции. Операция противопоказана при отёке макулы, атрофии зрительного нерва, воспалении радужной оболочки.

После операции могут возникать мушки в глазах, которые постепенно исчезают. Одной операции достаточно для устранения катаракты. Повторная операция проводится редко. После операции пациент должен закапывать специальные капли с учётом рекомендаций врача. Необходимо дозировать физические нагрузки, избегать переохлаждения и перегревания организма.

Осложнения

После операции по удалению катаракты могут возникать различные осложнения. Вероятность их возникновения сравнительно низка. Они могут появляться через 1-1,5 лет после операции. Возможны следующие виды осложнений:

• В ходе операции врач может повредить интраокулярную линзу (ИОЛ), о чём свидетельствуют мушки перед глазами.
  • Особенно опасным осложнениям является отслойка сетчатки, требующая незамедлительного вмешательства врача.
  • Возможен кистовидный отёк сетчатой оболочки, если операция проведена через 6 месяцев после замены хрусталика.
  • Существует вероятность смещения ИОЛ после удаления катаракты механическим способом.
  • Попадание в глаз инфекции при несоблюдении пациентом правил гигиены.

При своевременной диагностике и терапии вторичной катаракты прогноз является благоприятным. Необходимо провести хирургическое вмешательство как можно раньше, в противном случае заболевание будет прогрессировать. Для профилактики осложнений пациент должен соблюдать рекомендации лечащего врача, придерживаться диеты и вести здоровый образ жизни. Рекомендуется регулярное посещение офтальмолога после операции.

В клинике Clean View проводится весь комплекс процедур для успешного удаления катаракты. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.

Цены на услуги клиники

Дисцизия вторичной катаракты 7500