Clean View Clinic > Всё о зрении > Глазные болезни и их лечение > Врождённая катаракта – что это?
20.10.2021

Врождённая катаракта – что это?

Врожденная катаракта обоих глаз — это глазная патология, характеризующаяся помутнением хрусталика. Доля болезни составляет 1-9 случаев на 10 тыс. новорождённых. Часто возникает в результате внутриутробных инфекций, таких как краснуха, токсоплазмоз, вирус герпеса. Катаракту трудно заметить без проведения комплексной диагностики. При наличии катаракты необходимо своевременное проведение хирургического вмешательства, в противном случае возможно необратимое снижение остроты зрения.

Причины врожденной катаракты

Врождённая катаракта у детей может развиваться по различным причинам:

• Болезнь развивается в результате воздействия на мать во время вынашивания интоксикации, алкоголя, инфекций и других факторов.
  • Врождённая катаракта обычно передаётся по аутосомно-доминантному типу, при кровном родстве родителей — по аутосомно-рецессивному.
  • Катаракта развивается в результате нарушения обмена веществ (галактоземия, синдром Лоу и др.).

Заболевание может развиваться и после рождения ребёнка. Примерно в половине случаев наблюдаются сопутствующие аномалии — микрофтальм, колобома радужки и др.

Виды

Выделяют следующие основные виды врождённой катаракты:

• Капсулярная. Происходит помутнение капсулы хрусталика. Заболевание развивается результате внутриутробных воспалительных процессов.
  • Полярная. Это помутнение у переднего или заднего полюса хрусталика. Часто наблюдается двусторонняя форма. Размеры катаракты могут быть различными.
  • Слоистая (зонулярная). Это наиболее частая форма катаракты, обычно двусторонняя. Помутнение имеет форму диска. Отмечается чередование мутных и прозрачных слоёв хрусталика.
  • Ядерная. Происходит помутнение центральной части хрусталика (ядра). Заболевание имеет семейно-наследственный характер. Снижение зрения может достигать 0,1–0,2.
  • Полная. Это двусторонняя форма, при которой помутнение затрагивает весь хрусталик. Возможно полное отсутствие зрения у детей. При рассасывании катаракты в области зрачка может остаться плёнка (плёнчатая катаракта).
  • Осложнённая. Болезнь может быть обусловлена различными глазными и внеглазными заболеваниями — глаукома, миопия, туберкулёз, герпес.

Симптомы врожденной катаракты у детей и взрослых

Врождённая катаракта сопровождается помутнениями хрусталика, которые проявляются с момента рождения. Помутнение может быть представлено разными формами — как небольшое пятно, так и полностью мутный хрусталик.

К основным симптомам у детей относятся: нистагм (дрожание глазного яблока), косоглазие, помутнение зрачков, воспаление век.

У взрослых может наблюдаться двоение в глазу или чувство затуманивания.

Падение остроты зрения зависит от формы катаракты. Зрение может как временно улучшаться, так и ухудшаться. При катаракте невозможно читать и писать без очков. Прогрессирование катаракты может привести к полной потере зрения, поэтому при появлении первых симптомов необходимо обратиться к врачу.

Диагностика

Первичную диагностику врождённой катаракты проводят во время планового УЗИ-скрининга. Также проводится сбор анамнеза. Основными методами диагностики заболевания являются проверка остроты зрения, периметрия, офтальмоскопия, УЗИ, биомикроскопия, измерение ВГД. С их помощью можно обнаружить патологические изменения. Необходимо проведение дифференциальной диагностики, позволяющей исключить заболевания со схожими симптомами — синдром Марфана, микрофакия, сублюксация хрусталика. При наличии осложнённой катаракты могут потребоваться дополнительные методы исследования и предоперационная подготовка.

Врождённая катаракта - Clean View Clinic

Лечение врожденной катаракты глаза

При незначительном помутнении хрусталика возможно проведение консервативной терапии под наблюдением офтальмолога. Могут назначаться витамины и лекарственные средства, однако они обычно являются малоэффективными. Для профилактики детской катаракты может проводиться плеоптическое лечение, улучшающее остроту зрения. Консервативное лечение не проводится в случае сильного помутнения хрусталика.

Устранение катаракты возможно только хирургическим методом. Выбор метода операции зависит от состояния хрусталика и сопутствующих патологий. Операция не проводится при остроте зрения выше 0,3, непереносимости обезболивающих препаратов, отслойке сетчатки. Существуют определённые различия между операциями у детей и у взрослых.

Обычно для удаления катаракты применяется факоэмульсификация. Метод предусматривает устранение хрусталика и замену на искусственную линзу. Хрусталик превращается в жидкую массу и извлекается через небольшой разрез. Операция проводится под общим наркозом. Для изготовления искусственного хрусталика применяются современные материалы, которые не приносят дискомфорта и хорошо приживаются

Для устранения помутневшего хрусталика может проводиться комбинированная лазерно-инструментальная экстракция, которая отличается высокой эффективностью. Операция предусматривает круговое рассечение ИАГ-лазером и аспирационно-ирригационное удаление хрусталика. Метод показан при любых формах катаракт.

Осложнения

Осложнения при такой катаракте могут возникать во время и после операции. Основное осложнение во время операции — это выпадение стекловидного тела. Это может привести к вторичной глаукоме, отслойке сетчатки и другим процессам. Поэтому удаление катаракты должно выполняться с применением правильной тактики. После операции у ребёнка могут развиваться воспалительные процессы, такие как ириты и иридоциклиты.

Врождённая катаракта является чрезвычайно опасным заболеванием, которое может привести к значительному ухудшению остроты зрения. В особо сложных ситуациях возможна полная слепота. При своевременном проведении операции и отсутствии осложнений возможен благоприятный прогноз. Для профилактики катаракты необходимо регулярное проведение офтальмологических осмотров и соблюдение рекомендаций врача в послеоперационном периоде.

В клинике Clean View проводится весь комплекс процедур для успешного удаления катаракты. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.