22.03.2022

Закрытоугольная глаукома

Закрытоугольная глаукома — это офтальмологическое заболевание, которое развивается при закрытии внутриглазной дренажной системы корнем радужки. Заболевание обычно наблюдается у пациентов в возрасте после 35-40 лет, которые страдают дальнозоркостью. Заболевание протекает в несколько стадий. На начальной стадии потеря зрения незначительная. Прогрессирование болезни приводит к значительной утрате зрения, а на последней стадии наступает полная слепота. Чрезвычайно важно своевременно диагностировать болезнь, провести комплексное лечение и соблюдать основные меры профилактики.

К основным причинам развития глаукомы относятся:

• неблагоприятная наследственность;
  • монголоидная или негроидная раса;
  • выраженная близорукость или дальнозоркость;
  • травмы глаза;
  • регулярные стрессы;
  • переохлаждение;
  • хронические болезни сердца;
  • курение и алкоголизм;
  • употребление лекарственных препаратов;
  • эндокринные нарушения.

Отличия от открытоугольной глаукомы

Основными формами глаукомы являются открытоугольная и закрытоугольная.

Чаще всего встречается открытоугольная форма глаукомы, которая наблюдается в 90% случаев. При открытоугольной глаукоме нарушаются функции дренажной системы, однако доступ остаётся открытым. Патологический процесс может протекать бессимптомно в течение нескольких лет. Возможно появление радужных кругов перед глазами.

Закрытоугольная форма глаукомы наблюдается примерно в 10% случаев. Заболевание характеризуется перекрытием доступа к дренажной системе глаза. Патология сопровождается острыми и подострыми приступами. В промежутке между приступами симптомы болезни не проявляются. При появлении первых симптомов болезни необходимо обратиться к врачу, чтобы избежать потери зрения.

Симптомы

Острый приступ закрытоугольной стадии характеризуется резким повышением уровня внутриглазного давления (ВГД) до 40-60 мм рт. ст. Приступ обычно поражает один глаз, в то время как другой глаз остаётся в норме.

К основным симптомам острого приступа глаукомы относятся:

1. тупые боли в глазу;
  2. тошнота и рвота;
  3. расширение зрачка;
  4. затуманенность зрения;
  5. покраснение вокруг роговицы.

При частичном перекрытии угла передней камеры наблюдается подострый приступ, симптомы которого выражены не так сильно. Во время подострой формы отсутствуют сегментарные атрофии и деформация зрачка.

Диагностика

Для постановки точного диагноза при глаукоме проводятся комплексные исследования, предусматривающие оценку жалоб и анамнеза. Проводится тщательная диагностика сопутствующих заболеваний сердечно-сосудистой системы и эндокринных нарушений. Для обследования внутриглазного давления обычно используется бесконтактный метод, отличающийся высокой эффективностью и безопасностью. К основным мерам диагностики глаукомы относятся гониоскопия, биомикроскопия, глазная тонометрия, визометрия, УЗИ, ОКТ. Особенно высокой точностью отличается метод ОКТ, позволяющий выявить изменения со стороны головки зрительного нерва.

Лечение

К основным методам лечения закрытоугольной глаукомы относятся консервативный и хирургический. Основная цель терапии направлена на снижение уровня ВГД. Схема лечения подбирается офтальмологом с учётом клинической картины болезни. При наличии острого приступа требуется незамедлительное оказание медицинской помощи, что позволит избежать необратимой потери зрения. Консервативная терапия глаукомы предусматривает приём глазных капель, мочегонных, обезболивающих, противорвотных средств.

Хирургическое лечение глаукомы проводится при продолжительном приступе болезни (более 24 ч) и неэффективности консервативных методов. Операция предусматривает создание дополнительного отверстия в глазном яблоке для выведения из глаза лишней жидкости. Наиболее эффективными операциями являются лазерная трабекулореконструкция и иридэктомия. Операции при глаукоме проводятся амбулаторно. Они характеризуются высокой эффективностью, низкой вероятностью осложнений и быстрой реабилитацией. Лазерные операции позволяют быстро восстановить отток внутриглазной жидкости.

В качестве дополнительных мер могут использоваться различные народные методы для снижения уровня ВГД — свекольный сок, пчелиный мёд, лекарственные травы, семена укропа, ростки картофеля.

К основным мерам по профилактике глаукомы относятся:

• Приём лекарств. Пациентам с глаукомой необходимо принимать препараты в дозировках, указанных врачом. Самолечение категорически запрещено.
  • Специальная диета. При глаукоме необходима строгая диета, которая позволяет повысить эффективность лечения и минимизировать вероятность развития осложнений. Для восстановления тканей глаза рекомендованы продукты, богатые витаминами A, C, E. К основным продуктам относятся сладкий перец, помидоры, клубника, брокколи, тыква, хурма, абрикосы, молоко, яйца, морская рыба, свежая зелень. Рекомендуется отказаться от употребления пряностей, крепкого чая, кофе, выпечки, алкогольных напитков.
  • Ограничение нагрузок. Уровень ВГД может повышаться при физических или эмоциональных перегрузках. Необходимо минимизировать стрессы, наклоны головы, температурные перепады.
  • Упражнения. При глаукоме показан специальный комплекс упражнений для улучшения глазного кровообращения, улучшения аккомодации и укрепления глазных мышц. К эффективным методам гимнастики относятся моргание, массаж глаз, висков и лба. Продолжительность упражнений составляет около 10-15 мин в день.

Закрытоугольный вид глаукомы является опасной формой заболевания, которая может привести к различным осложнениям. Для предотвращения нарушения зрительных функций у пациента необходимо комплексное лечение глаукомы ещё на ранних стадиях. В случае отсутствия адекватного лечения возможна частичная или полная слепота. Людям в зоне риска необходимо регулярное посещение офтальмолога 1-2 раза в год.

В клинике Clean View вы можете пройти весь комплекс процедур для диагностики и лечения глаукомы. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.