28.03.2022

Открытоугольная глаукома

Открытоугольная глаукома — это повреждение зрительного нерва, характеризующееся открытым углом передней камеры. Открытоугольная форма наблюдается в 80-90% всех случаев глаукомы. Чаще всего болезнь развивается у людей в возрасте после 40-50 лет. Основным признаком глаукомы является повышенный уровень ВГД (более 21 мм рт. ст.). Крайне опасна глаукома обеих глаз, которая может стать причиной полной слепоты. Глаукома может классифицироваться по уровню ВГД, степени поражения головки, течению болезни. Для предотвращения негативных последствий необходимо проведение своевременной диагностики и лечения.

К основным причинам развития открытоугольной глаукомы относятся:

• наследственность;
  • врождённые дефекты;
  • болезни сердца;
  • гормональные нарушения;
  • пол;
  • этническая принадлежность;
  • гипертензия;
  • диабет;
  • приём кортикостероидов;
  • травма глаз.

Виды глаукомы

К основным видам открытоугольной формы глаукомы относятся:

• Первичная. Это самостоятельная патология, которая поражает пожилых людей старше 50 лет. Заболевание характеризуется закупоркой угла камеры глаза и постепенным увеличением ВГД. Риск развития болезни существенно повышается при наличии патологии у членов семьи.
  • Вторичная. Болезнь развивается под воздействием внешних и внутренних факторов. К этим факторам относятся приём стероидов, травмирование, ожоги, эндокринные патологии.

Иногда заболевание носит врождённый характер и вызвано спецификой внутриутробного развития.

Стадии

Такая форма глаукомы протекает в несколько стадий:

1. Начальная. Отмечается незначительное повышение давления. Возможны жалобы на боль в глазах и затуманивание зрения. Пациенту необходимо посещать офтальмолога 1 раз в 1-2 года.
  2. Развитая. На этой стадии наблюдается снижение зрения. Отмечается поражение более 60% волокон зрительного нерва. Необходимо проведение своевременного лечения, иначе возможны необратимые последствия для зрения.
  3. Далеко зашедшая. Происходит частичная атрофия зрительного нерва и снижение периферического зрения.
  4. затуманенность зрения;
  5. Терминальная. Это наиболее тяжёлая стадия, которая характеризуется полной атрофией зрительного нерва и значительным повышением ВГД,

Симптомы

Открытоугольная форма глаукома характеризуется безболезненным протеканием и отсутствием ранней симптоматики. Первые симптомы заболевания возникают на более поздних стадиях, когда происходит атрофия зрительного нерва. Для профилактики заболевания людям после 40 лет следует периодически посещать врача-офтальмолога для определения группы риска или постановки диагноза. К основным симптомам глаукомы относятся радужные круги, плохая видимость предметов, затуманенность взгляда, головные боли, слезоточивость глаз.

Для диагностики открытоугольной стадии применяются различные методики:

• пневмотонометрия;
  • компьютерная сферопериметрия;
  • ОКТ зрительного нерва;
  • гониоскопия;
  • офтальмоскопия;
  • пахиметрия.

В ходе обследования используется современное оборудование, позволяющее быстро обнаруживать патологии зрительной системы. Своевременная диагностика позволяет предотвратить переход заболевания в терминальную стадию. В случае необходимости могут применяться дополнительные методики обследования.

Лечение

При лечении открытоугольной глаукомы используются различные способы, которые выбираются с учётом стадии болезни. На ранних этапах применяются специальные антиглаукомные капли. После нормализации уровня ВГД выполняются инъекции препаратов и электростимуляция. Основными целями консервативного лечения являются понижение ВГД, улучшение кровообращения и обмена веществ, повышение тонуса цилиарной мышцы.

Хирургическое вмешательство применяется при низкой эффективности консервативного лечения. Операция выполняется для снижения ВГД и предусматривает создание дополнительных путей для оттёка внутриглазной жидкости. После операции уровень ВГД должен сохраняться на нижней границе нормы в течение полугода. Операции могут быть проникающими и непроникающими. Основными видами операций являются склерэктомия, дренажная операция, иридоциклоретракция. Продолжительность операции составляет до 20 мин. Операция проходит под местной анестезии.

Для лечения открытоугольной формы широко используются лазерные методы — иридэктомия и трабекулопластика. Они направлены на восстановление оттока жидкости. Лазерное лечение предусматривает создание микроскопических отверстий в дренажных трубочках глаз. К основным достоинствам лазерных операция относятся высокая эффективность, минимум осложнений, быстрота выполнения, малый реабилитационный период.

При лечении глаукомы могут использоваться различные народные способы — семена укропа, мякоть граната, примочки для глаз, травяные настои (анис, фенхель, шалфей, шиповник).

Профилактика

Для профилактики открытоугольной глаукомы могут использоваться различные методы, направленные на минимизацию внешних факторов. Необходимо вылечить глазное заболевание, например, катаракту. Очень важно обеспечить правильное питание — рыба, молоко, крупы, свежие овощи и фрукты. Требуется стабилизировать массу тела, уровень АД и уровень сахара в крови. Необходимо регулярно заниматься спортом, что позволит улучшить кровообращения внутри глаза. Запрещено поднимать тяжести, что может привести к резкому повышению ВГД. Крайне важно избегать эмоциональных и физических перегрузок, наклонов и поворотов головы.

Открытоугольная глаукома может стать причиной полной потери зрения при переходе на терминальную стадию. К основным осложнениям глаукомы относятся скотома, нарушение цветовосприятия, катаракта, неоваскуляризация роговицы, снижение остроты зрения. Необходимо соблюдать основные меры профилактики и посещать офтальмолога не реже раза в год с целью профилактического осмотра.

В клинике Clean View вы можете пройти весь комплекс процедур для диагностики и лечения глаукомы. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.