Clean View Clinic > Всё о зрении > Глазные болезни и их лечение > Глазное давление при глаукоме
09.02.2022

Глазное давление при глаукоме

Внутриглазное давление (офтальмотонус) — это давление жидкости внутри глазного яблока. Уровень ВГД может повышаться при глаукоме. Глаукома характеризуется быстрым снижением остроты зрения и атрофией зрительного нерва. К основным методам диагностики глаукомы относятся осмотр глазного дна, оценка ВГД, УЗИ глаза, гониоскопия. Глаукома является одним из наиболее опасных офтальмологических заболеваний наряду с катарактой. Заболевание протекает в несколько стадий. На начальных стадиях отклонения незначительны, однако на поздних стадиях значительно повышается уровень ВГД и снижается острота зрения. Если не провести своевременную диагностику и лечение глаукомы, возможна необратимая потеря зрения.

Норма глазного давления

Для определения уровня ВГД применяется метод тонометрии. Выделяют два основных способа тонометрии — контактный (по Маклакову) и бесконтактный (пневмотонометрия). Контактный способ предусматривает использование грузиков массой 5-10 г, устанавливаемых на поверхность роговицы. При контактном методе используется анестезия. Контактный метод охватывает диапазон 15-26 мм рт. ст. Пневмотонометрия является бесконтактным способом и не требует использования анестезии. Диапазон измерения при бесконтактном способе составляет 10-21 мм рт. ст. Цифры зависят от упругости оболочек глаза и толщины роговицы.

Причины отклонения

Глаукома бывает двух основных видов — открытоугольная (встречается в 90% случаев) и закрытоугольная (встречается редко).

• Окрытоугольная глаукома развивается при патологиях сосудов глаза, нейроэндокринных нарушениях, наследственных факторах. При наличии глаукомы у близких родственников необходимо регулярное обследование ВГД. Глаукома может сочетаться с катарактой и ВСД.
  • Закрытоугольная глаукома развивается при воспалении сосудистой оболочки, дальнозоркости, гемофтальме. К провоцирующим факторам относятся пожилой возраст и атеросклероз.

Чрезмерное употребление алкоголя, стресс и переохлаждение могут привести к острому приступу глаукомы.

Виды повышенного ВГД

Офтальмотонус бывает трёх основных видов:

• транзиторный — однократное повышение ВГД;
  • лабильный — периодическое повышение ВГД;
  • стабильный — постоянное повышение ВГД, характерное для глаукомы.

Как проявляется повышенное глазное давление при глаукоме?

К основным признакам повышенного ВГД при глаукоме относятся:

• резкое снижение зрения;
  • боль в глазу;
  • головные боли;
  • расширение зрачка;
  • ощущение рези в глазу;
  • гиперемия (покраснение) глаза.

Проявления при открытоугольной форме зачастую протекают незаметно. При закрытоугольной форме наблюдаются специфические симптомы — отёчность глаз, сильные боли в глазу, серьёзное снижение остроты зрения.

Как снизить давление?

Для снижения уровня ВГД могут применяться различные методы лечения — консервативные и хирургические. Схема лечения глаукомы назначается врачом-офтальмологом с учётом клинических особенностей и состояния пациента.

В ходе медикаментозной терапии врач может назначать бета-блокаторы, простагландины, нейропротекторы, холиномиметики, ингибиторы карбоангидразы. Самолечение категорически недопустимо, поскольку у препаратов могут иметься многочисленные противопоказания. При неправильном использовании препаратов у пациента развиваются побочные эффекты. Средства для снижения ВГД могут выпускаться в виде капель или таблеток. Лекарства позволяют ускорить обмен веществ и улучшить кровообращение в глазу.

Для снижения ВГД могут использоваться микрохирургические методы. Выбор конкретного метода зависит от формы заболевания, показателей ВГД и лёгкости оттока влаги. Высокой эффективностью отличается лазерное лечение глаукомы. Лазерная терапия хорошо подходит на начальной стадии глаукомы при слабо выраженных дистрофических изменениях. Основной метод лазерной терапии — иридэктомия. Она предусматривает создание отверстия в периферической зоне радужной оболочки. Лазерная операция обеспечивает устойчивые результаты, не требует длительной подготовки и отличается низкой стоимостью. В послеоперационный период необходимо снизить зрительные нагрузки и соблюдать диету. Также могут применяться фильтрующие операции, циклодеструктивные операции, искусственный дренаж глаза.

Дополнительный метод терапии глаукомы — это гимнастика для глаз. Упражнения для глаз могут выполняться в домашних условиях. Упражнения достаточно эффективны только при незначительном уровне глаукомы. Они помогают снизить напряжение глаз, восстановить кровообращение в глазах, укрепить глазные мышцы.

Профилактика

В качестве профилактики глаукомы могут использоваться разные методы. Необходимо избегать травм глаза и своевременно лечить офтальмологические заболевания, такие как катаракта. Также для профилактики глаукомы необходима сбалансированная диета. Она должна включать в себя растительные и молочные продукты, нежирное мясо, морскую рыбу и птицу. Необходимо ограничить потребление солёной и сладкой пищи. Пациент должен заниматься умеренными физическими нагрузками, однако следует избегать подъёма тяжестей. Необходимо регулярное посещение офтальмолога для своевременного выявления высокого офтальмотонуса. Кроме того, пациент должен избегать высоких зрительных нагрузок, длительного наклона головы и работы при недостаточном освещении.

Глаукома характеризуется повышением ВГД, которое зависит от стадии заболевания. При начальной глаукоме уровень давления может составлять не более 20-22 мм рт. ст., тогда как при терминальной стадии уровень ВГД может превышать 35 мм рт. ст. Чрезмерное повышение ВГД очень опасно для зрения. Поэтому необходимо проводить своевременную диагностику и лечение, а также соблюдать меры профилактики. Для снижения риска развития глаукомы и сохранения остроты зрения необходимо регулярное посещение офтальмолога не реже 1 раза в год, контроль ВГД, соблюдение диеты, минимизация зрительных нагрузок.

В клинике Clean View вы можете пройти весь комплекс процедур для диагностики и лечения глаукомы. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.