Clean View Clinic > Всё о зрении > Глазные болезни и их лечение > Сухая макулодистрофия сетчатки глаза
01.02.2022

Сухая макулодистрофия сетчатки глаза

Макулодистрофия сетчатки (макулопатия) — это хроническое заболевание, при котором поражается макулярная область сетчатки. К основным формам макулодистрофии относятся сухая (неэкссудативная) и влажная (экссудативная). Сухая форма макулодистрофии менее опасна для зрения по сравнению с влажной. Сухая форма встречается в 90% случаев и отличается благоприятным прогнозом, у 10-20% пациентов с сухой макулодистрофией развивается влажная форма. Сухая форма развивается из-за атрофии тканей центральных отделов сетчатки. Болезнь протекает на одном или на обеих глазах. При наличии сухой ВМД необходимо своевременное лечение, чтобы предотвратить переход заболевания во влажную форму.

формы вмд

Причины

Макулодистрофия развивается в результате патологических изменений в сосудах сетчатки. К основным причинам развития макулодистрофии относятся пожилой возраст, наследственный фактор, сердечно-сосудистые патологии, сильная миопия. Провоцирующими факторами развития макулодистрофии являются курение, дефицит витаминов и микроэлементов, ожирение. Женщины болеют чаще, чем мужчины.

Симптомы

Основной симптом макулодистрофии — это желтоватые отложения (друзы). Выделяют друзы твёрдые, мягкие и ретикулярные. Они могут подвергаться различными изменениям. Твёрдые друзы превращаются в мягкие, а мягкие увеличиваются и образуют сливные. К основным симптомам сухой макулодистрофии относятся искажение прямых линий, уменьшение остроты зрения, проблемы с чтением, размытость в центральном поле зрения.

Стадии

Сухая макулодистрофия может протекать в трёх стадиях:

• Ранняя. На этой стадии возникают небольшие друзы. Ранняя стадия обычно протекает бессимптомно. Лечение макулодистрофии рекомендуется выполнить на этой стадии, чтобы предотвратить падение ухудшение зрения.
  • Промежуточная. Появляются множественные друзы, отмечается серьёзное поражение сетчатки. Основными признаками заболевания являются затуманенность и снижение остроты зрения.
  • Выраженная. Это запущенная стадия, которая характеризуется разрушением светочувствительных клеток в области макулы. Происходит значительное ухудшение зрения, из-за чего у больного возникают серьёзные проблемы с чтением, узнаванием лиц и предметов.

Диагностика

При макулодистрофии применяется комплексная диагностика, включающая в себя различные методы. Врач собирает жалобы пациента и проверяет историю болезни. К основным инструментальным методам относятся биомикроскопия, офтальмоскопия, визометрия. Также применяется оптическая когерентная томография (ОКТ), которая характеризуется высокой эффективностью и безболезненностью. С помощью этого метода можно своевременно выявить макулодистрофию в сухой стадии на раннем этапе. ОКТ позволяет выявить изменения в тканевых структурах макулы. Для самодиагностики применяется тест Амслера. Метод применяется для первичной диагностики и отслеживания течения болезни. При обнаружении патологических изменений необходимо обратиться к врачу-офтальмологу. Комплексная диагностика позволит подобрать наиболее эффективную тактику лечения.

Лечение

При лечении макулодистрофии применяют разные методы лечения, которые зависят от формы и стадии заболевания. Лечение подбирается индивидуально с учётом изменений в тканях глаза. При сухой стадии проводится консервативная терапия, которая предотвращает развитие заболевания и возникновение новых аномальных сосудов. Назначаются специальные капли для укрепления стенок сосудов, которые включают в себя витамины А, группы B, C, E, лютеин, зеаксантин. При сухой макулодистрофии образуются друзы, которые устраняются при помощи концентрированного лазерного луча. Лазерная коагуляция отличается высокой эффективностью, однако имеет свои ограничения. Лечение лазером может только приостановить развитие заболевания, высок риск рецидивов. Также при лазерном лечении возможно поражение здоровых тканей. Более безопасным методом лечения сухой макулодистрофии является фотодинамическая терапия, которая предусматривает облучение поражённой сетчатки глаза. При использовании фотодинамической терапии снижается риск поражения здоровых тканей сетчатки. Лечение макулодистрофии должно выполняться только в специализированных клиниках, располагающих современным оборудованием. Самостоятельное лечение недопустимо.

Профилактика

При сухой макулодистрофии необходимо принимать меры профилактики. К основным мерам профилактики относятся офтальмологическое обследование и ношение солнцезащитных очков для защиты от УФ-лучей. Длительное воздействие солнечного света может значительно увеличить вероятность развития макулодистрофии. Также необходимо отказаться от курения, поскольку у курильщиков риск развития макулодистрофии примерно в 5 раз выше, чем у некурящих. При макулодистрофии чрезвычайно важно изменить рацион питания. В рацион следует включить капусту, шпинат, рыбу, яйца, грейпфрут, салат, чернику. Необходимо свести к минимуму употребление продуктов с высоким содержанием холестерина, который нарушает кровоснабжение глаз. По назначению врача можно принимать витаминные комплексы с каротиноидами. Пациенту рекомендуется вести активный образ жизни, заниматься спортом и снизить зрительные нагрузки.

Сухая форма макулодистрофии на начальном этапе не столь опасна, однако на выраженной стадии наблюдается серьёзное поражение центрального зрения. Чрезвычайно важно не допустить перехода сухой формы во влажную, которая отличается быстрым прогрессированием. Необходимо регулярно проходить офтальмологические осмотры при угрозе прогрессирования заболевания. Частота визитов зависит от особенностей течения болезни. Если принять своевременные меры по лечению сухой макулодистрофии ещё на ранней стадии, можно замедлить темпы прогрессирования болезни и улучшить остроту зрения.

В клинике Clean View вы можете пройти весь комплекс процедур для диагностики и лечения макулодистрофии. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.