Clean View Clinic > Всё о зрении > Глазные болезни и их лечение > Микрофтальм глаза – что это?
11.12.2021

Микрофтальм глаза – что это?

Микрофтальм — это врождённая или приобретённая офтальмологическая патология, которая характеризуется уменьшением глаза в размере. Продольная ось глазного яблока составляет не более 21 мм у взрослого и не более 19 мм у ребёнка. Патология может затрагивать один или оба глаза. Аномалия ведёт к деформации лица, сопровождается сильным дискомфортом и болями. При значительном уменьшении размеров глаза зрение может практически полностью отсутствовать. Распространённость составляет не более 0,4% среди офтальмологических заболеваний.

Микрофтальм код МКБ

Код микрофтальма по классификации МКБ — Q11.2.

Микрофтальм у детей

Микрофтальм может развиваться в результате негативного воздействия на плод излучения, алкоголя, наркотиков, пестицидов, химикатов, лекарственных средств. Провоцировать развитие заболевания могут внутриутробное заражение герпесом, краснухой и токсоплазмозом. Также патология может развиваться при стягивании плода амниотическими перетяжками. В 20% случаев микрофтальмия может быть спровоцирована генетическими патологиями — Деллемана, Ригера, Аль-Газали. Для подтверждения диагноза необходимо проведение комплексного анализа, офтальмологический осмотр, изучение анамнеза.

Симптомы

Симптомы микрофтальма могут быть самыми разными. Характерными симптомами являются снижение остроты зрения, слезоточивость, боли в глазу и дискомфорт. Возможны жалобы на наличие инородного тела. Могут наблюдаться колобома, энтропион, лагофтальм. При наличии колобомы повышается вероятность отслойки сетчатки. Также при микрофтальме наблюдается деформация костей лицевого черепа. Асимметрия лица может в дальнейшем усиливаться, что приводит к нарушению социальной адаптации ребёнка.

Заболевание может быть двух основных форм:

• Идиопатическая. В этом случае причина развития заболевания не выяснена. Воздействие вредоносных факторов на плод в течение внутриутробного периода исключено.
  • Наследственная. Развивается с рождения. Наследуется несколькими способами — аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный и Х-сцепленный.

В зависимости от сложности микрофтальм может быть простым и комбинированным. При простой форме сопутствующие патологии отсутствуют, комбинированная форма сочетается с другими офтальмологическими заболеваниями.

Диагностика

Микрофтальм может быть диагностирован в период беременности или после родов. Диагностика микрофтальма не представляет собой особых сложностей, поскольку аномалия носит выраженный визуальный характер. Для постановки точного диагноза проводится тщательный наружный осмотр. Также может потребоваться генетический ДНК-анализ. Для его проведения используется кровь или буккальный эпителий.

К основным методам диагностики микрофтальма относятся:

• биомикроскопия глаз — определение патологий переднего отдела глаз;
  • визометрия — определение остроты зрения
  • рефрактометрия — оценка оптических свойств глаза;
  • УЗИ глаза — осмотр глазного яблока и обнаружение множественных кист;
  • КТ орбиты — оценка особенностей строения костных стенок.

Микрофтальм диагностируется дифференциально с криптофтальмом, анофтальмом и нанофтальмом. При микрофтальме необходимо проконсультироваться с врачом-генетиком. Специалист изучает беременность и историю болезни для точного выявления причины микрофтальмии.

Лечение

Лечение при микрофтальме зависит от сложности и продолжительности течения болезни. Основными целями лечения являются профилактика асимметрии лица и коррекция роста костей орбиты. Может применяться консервативное лечение и хирургическое вмешательство. Конкретный метод выбирается врачом индивидуально. Консервативное лечение используется для профилактики вторичных осложнений. Основным методом лечения является оперативная коррекция. Для получения разрешения на хирургическое вмешательство у новорождённого необходима консультация педиатра, хирурга и генетика.

Основными видами операций являются:

• Склеропластика. Проводится при уменьшении глазного просвета до 3 мм. Лечение предусматривает имплантацию в заднюю стенку склеры полосок склеропластической ткани.
  • Косметическое глазопротезирование. Применяется при гипоплазии более 5 мм. Операция предусматривает использование тонкостенного протеза, который обеспечивает подвижность глазного яблока. Может потребоваться деэпителизация роговичной оболочки при высокой чувствительности роговицы.
  • Имплантация. Трансплантат помещается в заглазное пространство и выполняется отсроченное протезирование. Метод показан при размере переднезаднего вектора до 10 мм.

Хирургическое вмешательство проводится пациентом с возрастом не менее 7 лет. Операция показана при глаукоме, катаракте, отслоении сетчатки. Она позволяет улучшить внешний вид зрительного органа.

Для улучшения зрения при одностороннем микрофтальме пациент должен носить специальные очки.

Осложнения

Микрофтальм у детей может быть осложнён различными патологиями, которые приводят к резкому снижению остроты зрения. При длительном течении патологии образуются кисты, развиваются кератит, конъюнктивит, эндофтальмит. В особенно тяжёлых ситуациях возможна полная слепота. Существует вероятность развития катаракты и глаукомы. Могут появляться злокачественные опухоли во внутриорбитальном сегменте.

Микрофтальм является весьма опасным заболеванием, которое может грозить полной слепотой. Уровень зрения зависит от размеров микрофтальма. При своевременной диагностике и правильном лечении вероятность положительного исхода улучшается. При раннем лечении патологии можно избежать развития опасных осложнений, снизить вероятность падения зрения и нарушения симметрии лица. Для профилактики заболевания необходимо вести здоровый образ жизни, скорректировать ежедневный рацион питания и отказаться от вредных привычек.

В клинике Clean View вы можете пройти весь комплекс процедур для диагностики зрения и лечения заболеваний глаз. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.