Clean View Clinic > Всё о зрении > Глазные болезни и их лечение > Макулярный разрыв сетчатки – причины, симптомы, лечение
12.08.2021

Макулярный разрыв сетчатки – причины, симптомы, лечение

Макулярный разрыв сетчатки глаза представляет собой дефект центральной части сетчатки, называемой макулой или жёлтым пятном. Данная офтальмологическая патология является достаточно опасной, поскольку в тяжёлых случаях (например, при разрыве сетчатки 4 степени) может привести к полной потере зрения.

Макулярный разрыв сетчатки – что это? Этиология патологии

Наша сетчатка имеет 10 слоёв клеток, основная функция которых заключается в восприятии света и, следовательно, в обеспечении зрения. В центральной части сетчатки располагается макула – так называемое жёлтое пятно, состоящее из множества клеток-фоторецепторов, которые имеют форму колбочек. В свою очередь, функция макулы состоит в обеспечении центрального зрения.

С внутренней стороны сетчатка глаза граничит со стекловидным телом, которое плотно к ней прилегает. С возрастом, а также при механических повреждениях глаза может происходить задняя отслойка стекловидного тела. При этом, с макулярной зоной сетчатки глаза оболочка стекловидного тела всё ещё продолжает плотно соприкасаться, в результате чего возникает поверхностное натяжение сетчатки, приводящее к её разрыву в этой зоне. В большинстве случаев такая патология становится причиной повреждения сразу всех слоёв сетчатки или приводит к разрыву только некоторых её внутренних слоёв.

Основные симптомы макулярного разрыва сетчатки

Как правило, макулярный разрыв сетчатки возникает без видимых на то причин и в основном у женщин после 50 лет. Данный дефект может развиваться достаточно медленно, без очевидной симптоматики и каких-либо болевых ощущений, поэтому многие пациенты, как правило, попросту не замечают происходящих в глазах изменений. Единственное, что может как-то намекнуть на данную патологию, это:

• снижение остроты зрения;
  • искажение очертаний видимых предметов, при котором прямые линии кажутся изогнутыми;
  • появление перед глазом тёмного пятна, что происходит уже в момент самого поражения сетчатки;
  • трудности во время чтения и при работе с мелкими предметами;
  • изменения в восприятии цветов.

Таким образом, причина возникновения макулярного разрыва сетчатки ещё до конца не изучена, а симптомы данного дефекта на начальном его этапе могут и вовсе себя никак не проявить. Именно поэтому так важно регулярно проходить обследование у офтальмолога, чтобы вовремя выявить любые проблемы со зрением.

Диагностика макулярного разрыва сетчатки глаза

Диагностика данной патологии включает в себя проведение нескольких исследований, направленных на оценку состояния макулы, а также тщательный осмотр глазного дна пациента с расширенным зрачком. Для этого в большинстве случаев специалистом назначается проверка остроты зрения при помощи таблиц и тест с решёткой Амслера.

Если с проверкой зрения с помощью таблиц всё понятно, то тест с решёткой Амслера для многих является незнакомой процедурой. Так, для выполнения этого теста пациенту необходимо смотреть на точку в центре решётки, состоящую из вертикальных и горизонтальных линий, которые дополнительно разделены по диагоналям. В свою очередь, при наличии разрыва в макулярной зоне человек будет видеть на таблице искажённые участки, которые будут соответствовать определённым отделам макулярной зоны.

Макулярный разрыв сетчатки: серьёзно ли это и как лечится?

Макулярный разрыв сетчатки является опасным офтальмологическим заболеванием, которое нуждается в срочном лечении. В свою очередь, лечение данного дефекта подразумевает под собой офтальмологическое хирургическое вмешательство – витрэктомию. Одной из ведущих клиник, в которых уже на протяжении многих лет успешно проводится подобная операция, является Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» (МНТК).

Суть операции состоит в том, чтобы заменить или полностью удалить стекловидное тело вместе с оболочкой, которая плотно прилегает к области макулы. Время проведения операции варьируется в зависимости от характера повреждения и течения заболевания и в среднем составляет 30-90 минут. Что касается стоимости подобного хирургического вмешательства, то цена операции также будет по-разному варьироваться в зависимости от сложности работы в каждой конкретной офтальмологической клинике.

Успешность проведения лечения непосредственно зависит от правильного выполнения всех рекомендаций специалиста. Только в таком случае восстановление после операции пройдёт быстро и без каких бы то ни было последующих осложнений. Так, обязательными условиями для успешной реабилитации являются:

• нахождение «лицом вниз» в первые несколько дней после операции;
  • отказ от перелётов на самолёте и лечения зубов с обезболиванием закисью азота;
  • снижение физических нагрузок;
  • избегание стрессовых ситуаций;
  • использование глазных капель с антибиотиками и гормонами в течение нескольких месяцев после операции.
Как правило, спустя 10-14 суток после операции 90-95% всех разрывов закрывается, и человек может вернуться к своему привычному образу жизни. В дальнейшем необходимо будет регулярно посещать офтальмолога для проверки органов зрения.
Заполняя данную форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных