Clean View Clinic > Всё о зрении > Строение и функции глаза > Как связаны заболевания глаз и ревматизм?
11.08.2021

Как связаны заболевания глаз и ревматизм?

Вопрос о том, происходит ли поражение глаз при ревматизме, в настоящее время является очень актуальным. На самом деле, связь между ревматическими и офтальмологическими заболеваниями действительно существует. Следовательно, у людей, имеющих проблемы с соединительной тканью, могут наблюдаться те или иные патологии со зрением, которые являются следствием основного заболевания либо же обусловлены приёмом определённых лекарственных препаратов. Именно поэтому пациентам с ревматизмом так важно регулярно посещать врача-офтальмолога, чтобы уберечь себя от других сопутствующих патологий (в том числе и проблем с органами зрения).

Ревматические заболевания

Ревматизм представляет собой системное воспалительное заболевание соединительной ткани, которое развивается вследствие перенесённой стрептококковой инфекции у генетически предрасположенных людей с преимущественным поражением сердца и сосудов. К этой группе заболеваний относятся:

• ревматоидный артрит;
  • ювенильный ревматоидный артрит;
  • реактивный артрит;
  • системная красная волчанка;
  • системная склеродермия;
  • болезнь Шегрена;
  • остеоартроз;
  • болезнь Бехтерева;
  • микроскопический полиартериит;
  • полимиозит и многое другое.

Офтальмологические заболевания при ревматизме и способы их лечения

1. Наиболее распространённой проблемой со зрением при ревматизме является постоянная или периодическая сухость в глазах, называемая синдромом «сухого глаза», при котором происходит снижение выработки слёзной жидкости, ухудшение качества слезы, а также развиваются те или иные воспалительные процессы. Кроме того, в большинстве случаев сухость глаз сопровождается жжением, зудом, резью, а также покраснением склеры.

Лечение синдрома «сухого глаза» на фоне ревматизма прежде всего состоит в лечении основного заболевания. В свою очередь, для облегчения сухости в глазах врач, как правило, назначает капли-заменители слёзной жидкости, образующие на поверхности внешних оболочек глаза жидкую плёнку, которая и защищает органы зрения от излишней сухости. При тяжёлой форме сухости глаз, в результате которой повреждается роговица, специалистами назначаются специальные лечебные капли.

1. Ещё одно офтальмологическое заболевание, способное возникнуть на фоне ревматизма, это острый или хронический воспалительный процесс, который поражает сосудистую и сетчатую оболочки глаз. Так, в случае воспаления сосудистой оболочки на глазном дне появляются очаги поражения разного размера, которые, в свою очередь, вызывают атеросклероз сетчатки глаза. Кроме того, в поражённой области могут наблюдаться небольшие кровоизлияния, а при тяжёлой форме патологии может нарушиться кровообращение, повредив тем самым зрительный нерв.

Лечение этого офтальмологического заболевания включается в себя медикаментозную терапию противовоспалительными средствами, антибиотиками и рассасывающими препаратами. При возникновении осложнения может быть назначено хирургическое вмешательство.

1. Ещё одна зрительная патология, которая в основном развивается при болезни Бехтерева (спондилоартрите) и ревматизме у детей, заключается в поражении (воспалении) радужной оболочки глаза. В свою очередь, симптомами развития данной патологии являются:
  • покраснение глаз;
  • повышенная светочувствительность;
  • ухудшение зрения;
  • болевые ощущения при переводе взгляда на удалённые объекты.

Лечение воспаления радужной оболочки глаза начинается с местного применения кортизона и последующего приёма противоревматических препаратов.

1. Последнее, наиболее часто встречающееся офтальмологическое заболевание при ревматизме, это развитие катаракты (помутнение хрусталика глаза). Такое, в частности, может произойти вследствие приёма некоторых противоревматических препаратов (например, кортизона или гидроксихлороквина). Именно поэтому все пациенты, которым назначаются данные препараты, обязательно должны посещать врача-офтальмолога.
Таким образом, на фоне ревматизма действительно может развиться ряд офтальмологических заболеваний. Именно поэтому пациентам с данным заболеванием необходимо регулярно посещать офтальмолога, чтобы вовремя диагностировать возможную патологию зрительной системы и начать её своевременное лечение.