Clean View Clinic > Всё о зрении > Глазные болезни и их лечение > Сильно чешутся глаза: что делать?
06.04.2021

Сильно чешутся глаза: что делать?

Вопрос о том, что делать если сильно чешется глаз, является достаточно актуальным, поскольку чесаться глаза могут фактически у всех. Причина, из-за которой это происходит, может иметь различный характер, поэтому очень важно определить конкретную причину и оперативно устранить её самостоятельными усилиями или с помощью обращения к соответствующим специалистам.

Основные причины зуда в глазах и способы их устранения

1. Аллергия

Аллергия является наиболее распространенной причиной, приводящей к зуду в глазах. Она возникает в результате воздействия раздражающего вещества (пыльцы, пыли и пр.) на слизистую глаза, вызывая выделение в тканях органических соединений – гистаминов, которые и вызывают зуд, покраснение и отёк глаз.

Наиболее часто встречающимся видом глазной аллергии является аллергический конъюнктивит, вызываемый сезонной аллергией (весной и осенью) на большое количество пыльцы в воздухе.

Для устранения зуда в глазах, вызванного аллергией, необходимо обратиться к офтальмологу или аллергологу, чтобы он назначил специальные противоаллергические средства. В качестве мер профилактики возникновения аллергии можно воспользоваться следующими советами:

– в период цветения старайтесь лишний раз не выходить на улицу и не открывать окна;

– не употребляйте в пищу продукты-аллергены;

– как можно чаще делайте влажную уборку.

1. Синдром «сухого глаза»

Подобное явление возникает из-за недостатка слёз, которые увлажняют и питают роговицу, в результате чего глаза краснеют и начинают чесаться. Как правило, синдром «сухого глаза» наблюдается у тех, кто много времени проводит за экраном монитора, а также у пожилых людей в связи с нарушением оптимальной работы слёзных желёз.

При подобном синдроме под веками скапливается вязкая слизь, возникает ощущение, что под них попала какая-то соринка, и становится неприятно смотреть на свет. В таком случае необходимо как можно быстрее обратиться к офтальмологу, который подберёт оптимальную схему лечения. Чтобы облегчить симптомы, можно несколько раз в день аккуратно промывать глаза тёплой водой с мылом и закапывать мирамистин.

1. Усталость глаз, их чрезмерное напряжение

Нужно всегда помнить о том, что глаза сильно устают из-за длительного и интенсивного напряжения (при чтении, рукоделии, работе за компьютером и пр.). Поэтому, если не давать глазам «отдохнуть», они могут начать постоянно чесаться и болеть. Кроме того, перенапряжение может привести к раздвоению предметов, боязни света, болям в голове, шее или плечах.

Во избежание всего этого можно воспользоваться следующими советами:

– читайте книги и работайте за компьютером только при хорошем освещении, периодически делая перерывы на отдых;

– применяйте глазные капли с искусственными слезами;

– во время работы за монитором надевайте компьютерные очки;

– можно сделать следующее простое упражнение: закройте веко глаза и расслабьтесь, выполните 5 круговых движений глазами по и против часовой стрелке (упражнение повторите 3-5 раз).

В том случае, если все вышеназванные советы не помогают, следует обратиться к специалисту.

1. Попадание в глаз инородного тела

Если глаз очень чешется, то в него могло попасть какое-либо инородное тело (ресница, соринка, мошка и др.). Практически во всех случаях избавиться от инородного тела удаётся самостоятельно. Главное – делать это чистыми руками и предельно аккуратно, чтобы не повредить глаз.

1. Проблемы с контактными линзами

Если вы носите линзы и столкнулись с проявлением зуда в глазах, то следует попробовать снять линзы и аккуратно промыть их в специальном растворе. Кроме того, линзу следует аккуратно «просмотреть» на свету, чтобы убедиться в её целостности. Если эти мероприятия не приносят результата, то нужно обратиться к офтальмологу для проверки глаз и подбора новых линз (при необходимости).

1. Инфекционные заболевания

Очень часто причиной зуда в глазах могут быть различные инфекционные заболевания, среди которых наиболее распространёнными являются конъюнктивит, блефарит и ячмень.

Причиной конъюнктивита могут стать различные грибки, вирусы и бактерии, которые поражают слизистые оболочки склеры и внутреннюю часть век. В таком случае, помимо сильного зуда, глаз покраснеет и будет сильно слезится. Для облегчения симптомов конъюнктивита в глаз можно закапать мирамистин, а затем следует как можно быстрее обратитесь к офтальмологу для назначения лечения.

Блефарит подразумевает под собой воспаление век, которое в основном появляется у их краёв, где расположены ресницы и сальные железы. Подобное воспаление может быть вызвано закупоркой сальных желёз, аллергией, инфекцией, ресничными клещами и даже перхотью. В таком случае глаза краснеют, начинают сильно чесаться и слезиться, появляется ощущение присутствия песка в глазах. Для лечения блефарита необходимо 2-4 раза в сутки промывать больное веко водой с мылом и закапывать в глаз мирамистин. Кроме того, нужно обязательно отказаться от макияжа глаза и ношения контактных линз до тех пор, пока заболевание полностью не пройдёт. Если в течение нескольких дней не наблюдается улучшений, то следует обязательно обратиться к врачу.

Что касается ячменя, то это гнойное воспаление сальной железы у края века, которое, как правило, бывает вызвано золотистым стафилококком. Для его лечения хорошо помогают сухие, нагретые до 40-45 градусов, компрессы.

Таким образом, причин возникновения зуда в глазах может быть очень много. Если самостоятельно не удаётся справиться с этой проблемой, стоит обратиться за помощью к врачу-офтальмологу, который определит причину проблемы и назначит соответствующую каждому конкретному случаю схему лечения.

В клинике Clean View вы можете пройти весь комплекс процедур для диагностики зрения и лечения заболеваний глаз. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.