Clean View Clinic > Всё о зрении > Глазные болезни и их лечение > Причины и лечение близорукости у детей
05.01.2022

Причины и лечение близорукости у детей

Близорукость у детей (миопия) — это патология, которая характеризуется нарушением рефракции и ухудшением зрения. При близорукости хорошо видны близкие объекты, а отдалённые — плохо. Миопия бывает врождённой и приобретённой. Для обнаружения близорукости у детей необходимо проведение комплексной диагностики. При миопии необходимо ношение специальных очков для зрения вдали и проведение специальных упражнений для глаз.

К основным причинам близорукости относятся:

• Генетическая предрасположенность. Вероятность развития миопии у ребёнка при диагностировании патологии у обоих родителей составляет 50%, одного родителя — 30%.
  • Врождённая миопия. Патология может развиваться у недоношенных детей. Миопия проявляется уже в первый год жизни младенца.
  • Приобретённая. Обычно миопия развивается у детей в возрасте 8-12 лет. Приобретённая миопия может развиваться из-за значительных нагрузок на органы зрения и недостаточного освещения.

Близорукость у детей школьного возраста

Близорукость у школьников развивается из-за чрезмерного роста глазного яблока. Это усугубляется сильными нагрузками на зрительную систему. У детей могут наблюдаться различные симптомы миопии — ребёнок щурится, придвигается ближе к объектам, начинает тереть глаза, жалуется на усталость глаз, дискомфорт и головные боли. Если не начать своевременное лечение близорукости, у детей нарушается бинокулярное зрение, развивается косоглазие и амблиопия. При резком прогрессировании миопии возможно отслоение сетчатки. У детей может также наблюдаться ложная близорукость. При отсутствии должного лечения она переходит в истинную.

Миопия бывает трёх основных видов:

• Слабая. У ребёнка отсутствуют головные боли, головокружения и нарушения внимания.
  • Средняя. Ребёнок может испытывать затруднения при взгляде на удалённые объекты, жалуется на глазные боли и утомляемость.
  • Высокая. Ориентация в пространстве затруднена без проведения коррекции зрения.

Диагностика

При близорукости у детей необходимо проведение следующие диагностических процедур:

• осмотр глазного дна;
  • УЗИ глаз;
  • рефрактометрия;
  • скиаскопия;
  • биомикроскопия.

При офтальмологическом осмотре врач оценивает форму, величину и положение глазных яблок. При выявлении ложной близорукости необходима консультация у детского невролога. На основании результатов диагностики врач подбирает соответствующий курс лечения.

Лечение

При лечении близорукости у детей обычно проводятся консервативные методы. К основным консервативным методам лечения детской близорукости относятся:

• Аппаратный способ. Это физиотерапевтический метод, предусматривающий занятия на специальных тренажёрах. Обеспечивается укрепление глазных мышц и предотвращается прогрессирование заболевания.
  • Медикаментозная терапия. Врач может назначать специальные витаминно-минеральные комплексы и глазные капли. Препараты улучшают функциональное состояние сетчатки, расслабляют глазные мышцы и обеспечивают отдых зрительной системы.
  • Вакуумный массаж. Метод предусматривает использование переменного вакуума. Он позволяет улучшить гидродинамику глаза и увеличить кровообращение.
  • Инфракрасная терапия. Технология предполагает воздействие на глаз инфракрасным излучением. Это позволяет снять спазм аккомодации, ведущий к близорукости.
  • Лазерная терапия. Лазерное излучение оказывает противовоспалительное, рассасывающее, трофическое воздействие. Лазерная терапия характеризуется высокой эффективностью и безопасностью.
  • Электростимуляция. Метод предусматривает использование сверхслабых электрических токов. Электростимуляция снимает напряжённость мышц, улучшает кровоснабжение и проводимость зрительного нерва.
  • Упражнения для глаз. Применяются специальные упражнения, направленные на восстановление зрения. Эти упражнения предусматривают тренировку мышц глаз.

Хирургические методы применяются только при быстром прогрессировании миопии, в результате которого возможна дистрофия сетчатки и полная слепота. Наиболее распространён метод склеропластики. Метод предусматривает укрепление коллагенового каркаса глазного яблока и позволяет предотвратить прогрессирование близорукости.

Диета

Диета при близорукости может включать в себя продукты растительного и животного происхождения. К наиболее полезным продуктам относятся чёрный хлеб, рыбные супы, квашеная капуста, петрушка, крупы, яйца, кисломолочные продукты, сухофрукты. Необходимо исключить продукты, которые негативно влияют на состояние зрительных органов. Следует отказаться от употребления жирного мяса, копчёностей, острой пищи, кондитерских изделий. Нужно отдавать предпочтение натуральной пище без красителей и консервантов.

Профилактика

Для профилактики близорукости у детей и подростков могут применяться разные методы:

• употребление продуктов с витаминами и микроэлементами;
  • снижение эмоциональных перегрузок;
  • регулярные упражнения для глаз (2-3 раза в день);
  • чередование периодов отдыха и активных игр;
  • адекватная организация рабочего места;
  • занятия спортом (волейбол, теннис, футбол, катание на коньках и лыжах).

Для предотвращения развития близорукости младенцам и детям дошкольного возраста необходимо посещать детского офтальмолога. Особенно актуальна проблема миопии для школьников в возрасте 8-12 лет, которые подвергаются повышенным зрительным нагрузкам. Им нужно посещать офтальмолога не реже 1 раза в год. Если своевременно не провести коррекцию близорукости у ребёнка, это может привести к резкому падению зрения. Современные методы терапии, такие как лазерная терапия и электростимуляция, позволяют успешно решить проблему детской близорукости.

В клинике Clean View вы можете пройти весь комплекс процедур для диагностики и лечения близорукости. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.