Clean View Clinic > Всё о зрении > Строение и функции глаза > Причины близорукости и дальнозоркости
13.04.2021

Причины близорукости и дальнозоркости

Близорукость и дальнозоркость являются наиболее часто встречающимися патологиями зрения как у детей, так и у взрослых. Возникают данные заболевания по абсолютно разным причинам, которые в каждом конкретном случае определяются индивидуально в зависимости от самого пациента и наличия у него тех или иных симптомов.

Понятие близорукости и причины её возникновения

Близорукость (или миопия) представляет собой патологию зрительной системы, при которой частично утрачивается способность чётко видеть и различать предметы, расположенные на удалённом расстоянии.

Близорукость может быть как врождённой, которая проявляется в раннем возрасте и связана с наследственными факторами, так и приобретённой в течение жизни под влиянием неблагоприятных внешних факторов.

По своей степени тяжести, близорукость бывает:

– слабой: до -3 диоптрий;

– средней: от -3 до -6 диоптрий;

– высокой: от -6 диоптрий и выше.

От степени (уровня) тяжести близорукости напрямую зависит способ её лечения и сложность всего курса, который назначается квалифицированным врачом-офтальмологом.

Основной причиной возникновения близорукости всё же является наследственность, однако её могут вызывать и другие внешние неблагоприятные факторы:

• длительная нагрузка на глаза, их перенапряжение;
  • чтение книг во время движения, при плохом освещении или в лежачем положении;
  • длительное нахождение за гаджетами;
  • пренебрежение ежегодным профилактическим осмотром у окулиста;
  • неправильная организация рабочего времени;
  • возрастное ослабление глазных мышц;
  • несбалансированное питание;
  • неправильная посадка во время письма.

Все вышеназванные причины возникновения близорукости являются наиболее распространёнными, но далеко не единственными, поэтому так важно при любых проблемах со зрением обращаться к квалифицированным специалистам.

Как правило, близорукость сопутствует увеличенное глазное яблоко, которое, в свою очередь, вызывает растяжение сетчатки. Следовательно, чем больше уровень тяжести близорукости, тем выше риск возникновения проблем со сетчаткой.

Лечение или коррекция остроты зрения в случае близорукости проводятся при помощи очков, линз, назначения витаминных комплексов или посредством проведения лазерной коррекции зрения (в более тяжёлых случаях).

Определение дальнозоркости и причины её возникновения

Дальнозоркость (или гиперметропия) представляет собой патологию зрительной системы, при которой частично утрачивается способность чётко видеть близко расположенные предметы.

Дальнозоркость может быть врождённой, приобретённой и возрастной. В первом случае заболевание проявляется уже в раннем детстве, поскольку связано с наследственными факторами. Что касается возрастной дальнозоркости, то она при нормальных условиях проявляет себя только после 40 лет по причине естественных изменений тканей. В свою очередь, приобретённая дальнозоркость появляется с возрастом в результате каких-то травм или операций, а также работы, связанной с постоянным напряжением глаз.

В офтальмологии выделяют три степени тяжести дальнозоркости:

– слабую: до +2 диоптрий (в этом случае восприятие окружающего мира практически не изменяется, однако могут наблюдаться довольно частые боли в голове и глазах, быстрая утомляемость и головокружение);

– среднюю: от +2 до +5 диоптрий (в данном случае объекты, находящиеся на далёком расстоянии, различаются, как и до этого, а объекты, которые находятся в непосредственной близости, видятся нечётко);

– высокую: +5 диоптрий и выше (объекты, находящиеся как вблизи, так и вдалеке, различаются с трудом).

Основными причинами развития дальнозоркости являются:

• неправильная форма глазного яблока в результате чего на сетчатке не отображается чёткое изображение;
  • утрата хрусталиком способности менять кривизну преломления лучей света вследствие возрастных нарушений;
  • отсутствие, повреждение или уплотнение хрусталика глаза;
  • неблагоприятная окружающая среда;
  • возникновение дальнозоркости на фоне развития некоторых других болезней (альбинизма, дегенеративных изменений и пр.).

Лечение и коррекция дальнозоркости осуществляются исключительно квалифицированным специалистом, который подбирает тот или иной способ лечения в зависимости от степени тяжести патологии. Так, в качестве основных методов лечения выступают очки, линзы, ультразвуковое лечение, физиотерапия, лазерная коррекция зрения, а также приём витаминных комплексов.

И близорукость, и дальнозоркость являются очень распространенными патологиями зрительной системы, которые ухудшают качество жизни. Нужно чётко понимать, что это достаточно серьёзные заболевания, поэтому, чтобы зрение не падало ещё больше, необходимо регулярно посещать врача-офтальмолога, соблюдать профилактические меры по сохранению остроты зрения и просто беречь свои глаза.

В клинике Clean View вы можете пройти весь комплекс процедур для диагностики зрения и лечения заболеваний глаз. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.