23.12.2021

Колобома радужки

Термин колобома (с древнегреческого «отсутствующая часть») впервые появился в 1821 г. Патология распространена в Китае, США, Франции. Колобома может поражать радужку, веки, хрусталик, сосудистую оболочку, зрительный нерв. Чаще всего встречается колобома радужки глаз. Это заболевание, при котором наблюдается изолированное или комбинированное расщепление радужки. Образуется косметический дефект грушевидной формы, который располагается в нижней части глазного дна. Обычно колобома поражает один глаз, в некоторых случаях — оба глаза. При колобоме наблюдается снижение остроты зрения и появление боли в глазах. Заболевание может наблюдаться у людей любого пола и национальностей.

Виды колобом

В зависимости от этиологии выделяют следующие основные виды колобомы:

• Врождённая. Эта форма патологии встречается чаще всего. Появляется на этапе внутриутробного формирования под воздействием негативных факторов. В результате происходит неправильное закрытие зародышевой щели.
  • Приобретённая. Развивается в результате механических травм глаза, некроза тканей, образования рубцов или офтальмологических операций (иридэктомия). Приобретённая форма наблюдается реже врождённой.

Также колобома может быть полной и частичной, односторонней и двусторонней, типичной и атипичной.

Врожденная колобома радужки

Врождённая колобома радужки может быть обусловлена следующими основными причинами:

• хромосомные аномалии;
  • наследственные факторы;
  • инфекционные болезни беременной;
  • алкоголизм беременной;
  • гормональные нарушения.

Врождённая колобома наблюдается в 0,5-0,7 случаях на 10 тыс. новорождённых. Может сопровождаться заячьей губой и волчьей пастью. Патология наследуется по аутосомно-доминантному и аутосомно-рецессивному типу.

Колобома радужки – код МКБ

Код колобомы радужки по МКБ — Q13.0.

Симптомы

При колобоме радужки симптомы могут различаться в зависимости от степени поражения. При изолированной колобоме острота зрения не страдает. Однако при больших размерах колобомы, которая затрагивает сфинктер зрачка, зрение может падать при ярком освещении или при отсутствии освещения. К основным симптомам колобомы радужки глаза относятся сильная утомляемость, фоточувствительность, боли в глаза, подёргивания зрачка, снижение чёткости картинки, диплопия. Для колобомы характерно т.н. ослепление (отличается от полной слепоты), при котором зрение сохраняется, однако нарушается контроль поступающего в глаз потока света. Для приобретённой колобомы характерно нарушение работы сфинктера зрачка, реакция зрачка на свет отсутствует. При двусторонней колобоме возможно развитие нистагма. Колобомы могут сопровождаться различными заболеваниями глаз — катаракта, близорукость, глаукома, микрофтальмия, отслоение сетчатки.

Диагностика

При колобоме радужки применяются различные методы диагностики, зависящие от формы заболевания. В ходе диагностики врач расспрашивает пациента о наличии симптомов заболевания у родственников и собирает результаты анамнеза. В большинстве случаев патологию можно обнаружить при помощи визуального осмотра. Врач может использовать различные инструментальные методы диагностики, которые зависят от характера патологии. К ним относятся офтальмоскопия, УЗИ, КТ, МРТ, визометрия. Для обнаружения степени поражения глаза применяется биомикроскопия с щелевой лампой. Этот метод позволяет обнаружить даже небольшие колобомы, которые не могут быть обнаружены невооружённым глазом. Для измерения остроты зрения могут использоваться и другие виды тестов.

Лечение

При колобоме радужки могут использоваться различные методы лечения, которые зависят от индивидуальных особенностей пациента и характера поражения. При незначительном поражении проведение хирургического вмешательства необязательно, если жалобы у пациента отсутствуют. При повышенной светочувствительности могут назначаться затемнённые контактные линзы или сетчатые очки. Медикаментозное лечение при колобоме может включать в себя увлажняющие капли, специальные препараты для снижения ВГД и витаминные комплексы.

При значительных нарушениях зрения необходимо проведение хирургического вмешательства. Консервативные методики лечения неэффективны. Наиболее распространены перитомия, лазерная коагуляция, блефаропластика, витрэктомия, имплантация ИОЛ. Возможно проведение коллагенопластики. Этот метод предусматривает создание искусственного каркаса глаз, который позволяет стабилизировать размеры колобомы. Своевременно проведённая хирургическая операция позволяет существенно снизить вероятность дальнейшего развития колобомы.

Лечение колобомы должно выполняться только в специализированных офтальмологических клиниках. Самостоятельное лечение может стать причиной негативных последствий. При выборе клиники для лечения колобомы необходимо тщательно подобрать клинику, которая располагает современным оборудованием для диагностики и применяет передовые терапевтические методики. Врачи клиники должны обладать высокой квалификацией и достаточным опытом для лечения разных типов офтальмологических патологий.

Для профилактики колобомы радужки беременной женщине необходимо избегать тератогенных веществ, которые негативно воздействуют на развитие ребёнка. Следует носить очки, вести здоровый образ жизни и скорректировать рацион питания. Пациентам с признаками колобомы необходимо два раза в год проходить осмотр у офтальмолога с проведением комплексного обследования глаз. При незначительных нарушениях прогноз обычно благоприятен. При обширном поражении наблюдается значительное снижение остроты зрения, а в особо тяжёлых случаях — полная слепота. Также возможны психологические травмы у детей из-за необычной формы зрачка. При появлении первых признаков заболевания необходимо своевременно обратиться к врачу.

В клинике Clean View вы можете пройти весь комплекс процедур для диагностики зрения. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.