Clean View Clinic > Всё о зрении > Строение и функции глаза > Экзофтальм глаза: что это, причины, лечение
20.08.2021

Экзофтальм глаза: что это, причины, лечение

Экзофтальм глаза представляет собой офтальмологическую патологию, при которой происходит выпячивание и смещение глазного яблока. Экзофтальм: симптомы – это те факторы, на проявление которых необходимо обращать особое внимание, поскольку данная патология может привести к развитию серьёзных осложнений, способных вызвать слепоту.

Причины развития экзофтальма глаза

Развитие данного офтальмологического заболевания в большинстве случаев непосредственно связано со сбоями в функционировании иммунной системы, в результате которых происходит отёк тканей жировой клетчатки глазницы и воспаление мышц. Что касается других причин развития экзофтальма глаза, то к ним относятся:

• воспалительные процессы, происходящие в сосудах зрительной системы;
  • воспаление и отёк слёзных желез;
  • варикозная болезнь вен глазного яблока;
  • опухоли;
  • врождённая глаукома;
  • нарушение функций глазных мышц;
  • травмирование глаза;
  • кровоизлияния.

Надо отметить, что все эти причины являются локальными, тогда как само заболевание в ряде случаев развивается на фоне других болезней. Например:

• инфекционно-воспалительные болезни носовых пазух;
  • гидроцефалия;
  • болезни щитовидной железы;
  • врождённые дефекты строения черепа;
  • заболевания кровеносной системы.

Основные симптомы экзофтальма глаза

В каждом конкретном случае экзофтальм глаза проявляется по-своему и сопровождается различными симптомами, которые у некоторых пациентов могут быть отчётливо заметны, а у других – едва себя проявлять.

Так, если заболевание находится уже в запущенной стадии, то оно может сопровождаться следующими симптомами:

• повышенная сухость глаза (ярко выраженный синдром «сухого глаза»);
  • смещение глазного яблока;
  • поражение глазных мышц;
  • чувство раздвоения в глазах;
  • гетеротропия;
  • невозможность полностью закрыть глаза;
  • ограничение подвижности глаз.

Среди наиболее серьёзных осложнений данного заболевания является ущемление зрительного нерва, приводящее к увеличению глазного давления и изменению положения глазного яблока. Кроме того, если при этом ещё и наблюдается нарушение кровоснабжения, то это может стать причиной полного разрушения зрительного нерва и привести к слепоте.

Диагностика экзофтальма глаза

Для своевременной диагностики любого офтальмологического заболевания важно регулярно посещать врача-офтальмолога и проходить обследование органов зрения.

В большинстве случаев для диагностики экзофтальма глаза специалист проводит экзофтальмометрию – процедуру, позволяющую определить положение глазных яблок. В процессе экзофтальмометрии врач с помощью специального оборудования осуществляет замер точек выступов роговицы глаза при взгляде вверх и вниз. Если в результате наблюдается расхождение значений больше чем на 20 мм, то диагноз «экзофтальм глаза» подтверждается.

Если говорить о более детальных исследований данного офтальмологического заболевания, то их проводят на КТ или МРТ. Кроме того, поскольку наиболее часто встречающейся формой экзофтальма глаза является эндокринная офтальмопатия, то пациентам в обязательном порядке назначаются консультации эндокринолога с последующим обследованием щитовидной железы и исследованием функционирования иммунной системы.

Главное в диагностике экзофтальма – это установление настоящей причины развития патологии. В противном случае нельзя будет говорить о полном излечении заболевания.

Лечение экзофтальма глаза

1. Если заболевание было вызвано наличием воспалительного процесса, то специалисты, как правило, назначают приём антибиотиков и противовоспалительных препаратов.
  2. Если экзофтальма глаза была вызвана развитием опухоли, то к лечению обязательно присоединяется онколог. В таком случае пациенту после тщательного обследования будет назначена химиотерапия или курс лазерной терапии.
  3. Если заболевание возникло вследствие поражения щитовидной железы, то врач назначает пациенту приём глюкокортикостероидов – гормональных препаратов, направленных на восстановление организма и нормализацию гормонального фона.
  4. В более тяжёлых случаях (например, при защемлении зрительного нерва или повреждении роговицы глаза) может потребоваться хирургическое вмешательство.
Таким образом, экзофтальм глаза относится к группе серьёзных и опасных офтальмологических заболеваний, которое при отсутствии должного лечения может стать причиной полной потери зрения. Во избежание этого очень важно регулярно посещать окулиста и тщательно следить за состоянием своих глаз.
Заполняя данную форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных