Clean View Clinic > Всё о зрении > Строение и функции глаза > Язва роговицы: лечение, симптомы и причины
14.08.2021

Язва роговицы: лечение, симптомы и причины

Язва роговицы глаза представляет собой локальный разрыв эпителиальной оболочки  с распространением очага поражения сквозь боуменову оболочку до стромы и глубже. Основной причиной развития данного офтальмологического заболевания является попадание в глаза бактериальной инфекции (например, синегнойной палочки или стафилококка).

Симптомы развития язвы роговицы

Вне зависимости от причины появления язвы роговицы, заболевание сопровождается следующими типичными симптомами:

• сильные боли в глазу;
  • ощущение инородного предмета в глазу;
  • проблемы с морганием;
  • обильное слезотечение;
  • различного рода выделения из глаз;
  • повышенная светочувствительность;
  • ухудшение зрения;
  • помутнение в глазах;
  • припухлость век;
  • проблемы с фокусировкой зрения;
  • появление белого пятна перед глазами.

Все вышеперечисленные симптомы, помимо язвы роговицы, могут свидетельствовать и о наличии других офтальмологических заболеваний. Именно поэтому так важно не заниматься самолечением, а как можно скорее обратиться в больницу за консультацией специалиста.

Причины появления язвы роговицы

Язва роговицы может возникнуть по различным причинам, среди которых основной является попадание в глаза бактериальной инфекции. Причём, попасть на роговицу глаза бактериальная инфекция может разными путями:

• касанием глаз грязными руками;
  • попаданием в глаз постороннего предмета;
  • наложением нестерильной повязки в результате получения травмы глаза;
  • отсутствием качественной обработки глаза антисептиками после получения травмы;
  • использованием необработанных косметических инструментов;
  • выполнением татуажа глаз нестерильным инструментом и пр.

Если говорить, о неинфекционных формах язвы роговицы, то они возникают в результате истончения и обезвоживания оболочки глаза при:

• наличии врожденных аномалиях века и характерных анатомических особенностях;
  • несбалансированном питании, нехватке микроэлементов и отсутствии витаминов в рационе;
  • неправильном ношении контактных линз;
  • использовании некачественных (агрессивных) косметических и уходовых средств для глаз;
  • бесконтрольном использования лекарств местного и системного действий.

Ко всему прочему, спровоцировать развитие язвы роговицы может снижение иммунитета, врождённый (приобретенный) иммунодефицит, а также паралич лицевого нерва.

Диагностика и лечение язвы роговицы глаза: основные способы

Главная задача диагностики язвы роговицы заключается в том, чтобы определить точную причину возникновения патологии, степень её агрессивности, специфику распространения и угрозу для сохранности оболочки глаза в целом.

В первую очередь врач проводит внешний осмотр пациента, а затем переходит к комплексному инструментальному обследованию, включающему в себя:

• офтальмоскопию (осмотр поверхности роговицы, радужки и камер глаза);
  • гониоскопию (осмотр глаза с использованием специального прибора, определяющего состояние передней камеры глаза);
  • тонометрию глаза (измерение внутриглазного давления);
  • УЗИ глазного яблока (в случае подозрения о том, что инфекция успела распространиться внутрь зрительного органа).

Кроме того, обязательно осуществляются лабораторные исследования материалов, взятых с поверхности роговичного слоя, на основании которых врач впоследствии назначает конкретную схему лечения.

Что касается лечения язвы роговицы, то основной способ заключается в применении медикаментозной терапии, которая непосредственно направлена на:

• подавление воспалительного процесса;
  • уничтожение патогенной микрофлоры;
  • ускорение процесса восстановления роговой оболочки;
  • защиту здоровых участков ткани от повреждений.

С целью восстановления оболочки глаза и ускорения заживления врачом могут быть назначены:

• специальные глазные капли, которые сдерживают дальнейшее распространение заболевания;
  • бандажные контактные линзы, защищающие органы зрения от внешнего воздействия, уменьшающие трение и сохраняющие влагу;
  • биологические повязки.

В случае инфекционной формы развития язвы роговицы дополнительно прописывается приём антибиотиков, противовирусных или противогрибковых препаратов, а также употребление повышенных доз витамина С.

Необходимо иметь в виду, что после заживления и устранения инфекции процесс лечения язвы продолжается, поскольку на её месте остаётся соответствующий рубец, который удаляют только в случае невозможности его самостоятельного рассасывания.

Для успешного лечения язвы очень важно вовремя диагностировать заболевание. В противном случае в роговице могут наступить необратимые изменения, которые негативно отразятся на качестве зрения.
Заполняя данную форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных