Clean View Clinic > Всё о зрении > Глазные болезни и их лечение > Норма внутриглазного давления у взрослых
01.08.2021

Норма внутриглазного давления у взрослых

Внутриглазное давление свидетельствует об оптимальной работе зрительной системы человека, а также предупреждает о возможном возникновении тех или иных патологий зрения. Повышенное (пониженное) внутриглазное давление может никаким образом себя не проявить, поэтому так важно не забывать посещать окулиста, чтобы как можно дольше сохранить здоровье своих глаз, а также знать нормы внутриглазного давления по возрастам, которые помогут сориентироваться при прохождении обследования у специалиста.

Самостоятельно диагностировать у себя внутриглазное давление практически невозможно, так как в большинстве случаев оно внешне себя никак не проявляет. Единственное, что может вас насторожить, это:

• сильная боль в глазах, висках и в области бровей;
  • боли в голове, отдающие в глаза;
  • полопавшиеся капилляры;
  • нечёткое зрение при переходе из тёмного помещения в светлое;
  • быстрая утомляемость глаз;
  • ухудшение зрения;
  • отёк роговицы глаза.

Все вышеперечисленные симптомы могут говорить и о других заболеваниях, поэтому при обнаружении у себя подобных проблем необходимо сразу же обратиться к офтальмологу для проведения детального обследования глаз.

Способы измерения внутриглазного давления

Внутриглазное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба. Существует несколько основных способов измерения внутриглазного давления:

1. Традиционный ручной способ, или тонометрия по Маклокову
  2. Автоматический способ измерения на специальном приборе (бесконтактная пневмотонометрия)

Тонометрия по Маклокову – это метод измерения внутриглазного давления, который применяется на практике уже больше 100 лет. Суть его заключается в том, что на заранее обезболенную роговицу глаза в течение 1 секунды оказывается воздействие небольшим грузиком (5-15 грамм), обработанным специальным составом (краской) – колларголом. Затем грузик отпечатывают на листе белой бумаги и с помощью линейки измеряют площадь краски, удалённой с поверхности глаза. Соответственно, чем ниже значение внутриглазного давления, тем меньше краски останется на роговице.

Бесконтактная пневмотонометрия подразумевает под собой измерение глазного давления с использованием специального офтальмологического прибора. Суть метода заключается в том, что пациент помещает голову в специальный аппарат и, широко раскрыв глаза, смотрит на горящую точку. Затем на глазное яблоко начинается воздействие потоком воздуха под давлением, который изменяет роговицу глаза, позволяя тем самым тонометру зафиксировать показатели внутриглазного давления.

Оптимальные значения внутриглазного давления

Нормальные показатели глазного давления у мужчин и женщин составляет 9-23 мм.рт. ст., однако с возрастом данные значения могут колебаться в разные стороны. Так, если после 40 лет норма глазного давления составляет 10-23 мм.рт. ст., то в 50 лет это значение может увеличиться до 25 мм. рт. ст., а в 60 лет уже будет приниматься за средний показатель, равный 23-25 мм. рт. ст.

Что касается беременных девушек, то у них значение оптимального глазного давления не отличается от того значения, которое было характерно для них до беременности. Тем не менее, в этот период времени давление всё-таки может повышаться, поэтому так важно не забывать проходить обследования у офтальмолога.

Если говорить о детях, то у них значения внутриглазного давления совпадают со значениями взрослых и варьируются в пределах 11-21 мм.рт. ст. Стоит подчеркнуть, что детям очень важно регулярно проходить обследование у окулиста, чтобы суметь вовремя диагностировать патологии органов зрения.

К чему могут привести отклонения значений внутриглазного давления от нормы и как этого избежать?

Практически во всех случаях повышенное внутриглазное давление говорит о развитии глаукомы или высоком риске её возникновения. Что касается других причин, способных повысить внутриглазное давление, то к ним относятся:

• ряд сердечно-сосудистых заболеваний;
  • сахарный диабет;
  • вегето-сосудистая дистония;
  • болезни почек;
  • длительная работа за компьютером;
  • побочное действие от приёма ряда лекарственных препаратов (например, стероидных средств для лечения астмы);
  • медленный отток внутриглазной жидкости.

Чтобы избежать повышения глазного давления, стоит придерживаться следующих профилактических рекомендаций:

• не перенапрягайте зрение;
  • берегите глаза от возможных механических повреждений;
  • регулярно ходите к окулисту;
  • правильно и полноценно питайтесь;
  • избегайте эмоционального стресса;
  • откажитесь от алкоголя;
  • воздержитесь от работы, которая подразумевает необходимость длительного наклона туловища.
Таким образом, очень важно следить за состоянием своего зрения и регулярно посещать офтальмолога для проведения обследования глаз. Только в таком случае можно будет вовремя диагностировать то или иное глазное заболевание, которое может никак себя не проявлять, и начать правильное лечение.
В клинике Clean View вы можете пройти весь комплекс диагностических обследований зрения. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.