Clean View Clinic > Всё о зрении > Глазные болезни и их лечение > Глазные болезни — как не пропустить первые симптомы и сохранить зрение
25.11.2019

Глазные болезни — как не пропустить первые симптомы и сохранить зрение

Восприятие окружающей действительности происходит всеми органами чувств. Основной источник получения информации — зрение. Однако стремительное распространение глазных заболеваний часто снижает качество жизни и требует немедленного обращения за помощью. Как не пропустить первые признаки болезни, вовремя устранить проблему или хотя бы скорректировать зрение? Для этого стоит познакомиться с часто встречающимися недугами и их проявлениями.

Конъюнктивит — воспаление слизистого слоя

Слизистая оболочка глаза крайне чувствительна и может воспаляться от воздействия самых различных факторов:

• инфекций — вирусных (герпес, аденовирус), бактериальных (стрептококк, стафилококк, менингококк), грибковых (кандиды, спиротрихеллы);
  • механического раздражения от содержащейся в воздухе пыли, мелких частиц загрязнения;
  • аллергической реакции на пыльцу растений, ношение линз или некоторые медицинские препараты.

Заболевание возникает остро. Для всех видов конъюнктивита характерно наличие общих симптомов — покраснения одного или обоих глаз, слизистые или гнойные выделения, болезненные ощущения жжения и присутствия в глазу инородного тела. Несколько облегчить состояние помогают холодные компрессы, однако необходимо незамедлительно обратиться к доктору. В зависимости от причины возникновения неприятных проявлений специалист выпишет противовоспалительные или содержащие антибиотик глазные капли, даст рекомендации по лечению конъюнктивита. Игнорирование признаков недуга, отсутствие правильного лечения чревато переходом заболевания в хроническую форму.

Блефарит — воспаление века

В любом возрасте может возникнуть блефарит, при котором воспаляются наружные края век. Основные симптомы — зуд, отечность, болезненность и гиперемия век. Их расчесывание может привести к возникновению бактериальной инфекции и ухудшению неприятных проявлений. К возникновению блефарита могут привести самые различные причины:

• бактериальная или вирусная инфекция (стафилококк, герпес);
  • ослабление иммунитета, анемия, авитаминоз;
  • хронические заболевания ЖКТ, носоглотки, зубов;
  • кожные заболевания (себорейный дерматит, экзема);
  • аллергия.

Часто виновниками блефарита становятся мейбомиевы железы, жировой секрет которых постоянно смазывает края век. При их закупорке секрет скапливается в виде воскообразных отложений и вызывает воспаление.

Блефарит достаточно «неохотно» поддается лечению, но не становится причиной потери зрения. Комплексные меры по борьбе с недугом включают регулярное очищение век, их массаж и компрессы, антибактериальные мази и/или антивирусные таблетки. Лечение назначает доктор, учитывая вызвавшие болезнь причины и наличие сопутствующих заболеваний. Переход блефарита в хроническую стадию может привести к появлению халазиона — доброкачественного безболезненного образования на веке. Оно, в свою очередь, может стать причиной возникновения более серьезных проблем со зрением.

Катаракта — основные причины, симптомы, лечение

Прозрачность хрусталика, крохотной природной линзы за зрачком, обуславливает восприятие окружающего мира во всем его красочном великолепии. С возрастом, после травмы или под воздействием тяжелых инфекций прозрачность хрусталика снижается, четкость изображения ухудшается, и доктор диагностирует катаракту. Несвоевременное обращение к врачу может грозить полной потерей зрения — происходящие изменения, увы, необратимы. Среди основных симптомов болезни:

• снижение яркости красок;
  • затуманенное восприятие;
  • повышенная светочувствительность;
  • появление «ореола», окружающего источник яркого света;
  • изменение цвета зрачка, белесость (в поздней стадии),

Оперативное вмешательство — единственно возможное решение проблемы. Оно не болезненно и непродолжительно, около 15 минут, и не требует нахождения в стационаре. Помутневший, отслуживший свое хрусталик заменяется искусственным аналогом. Процесс проводится сверхточным инструментом через крошечный разрез размером 2 мм. Уже через несколько часов больной отмечает улучшение зрения, а через месяц — его полное восстановление.

Глаукома

Примерно 2% населения планеты страдает глаукомой, а 15% слепых людей называют именно ее причиной полной потери зрения. Заболевание проявляется повышением внутриглазного давления, в результате которого сначала происходит снижение остроты зрения, а затем атрофируется зрительный нерв и наступает слепота. Уже в начальной стадии проблема определяется с помощью визуального осмотра специалистом и современных методов диагностики — OCT, GDX, HTR. При повреждении чуть более половины нервных волокон больной замечает характерные признаки недуга — сужение поля зрения, «затуманивание» картинки. Однако коварность глаукомы заключается в отсутствии симптомов на ранних стадиях, диагноз ставит офтальмолог при обычном плановом посещении.

Проблема возникает из-за нарушения естественного оттока внутриглазной жидкости по предназначенным для этого каналам. Причинами могут выступать различные расстройства обменного, сосудистого или нервного характера. Факторами риска специалисты называют:

• генетическую предрасположенность;
  • пожилой возраст;
  • травматические повреждения глаз;
  • некоторые глазные болезни (катаракта, кератит, хориоретинит);
  • наличие таких заболеваний, как диабет, атеросклероз, шейный остеохондроз, гипертония;
  • близорукость.

В зависимости от стадии заболевания, специалисты предлагают 3 вида лечения глаукомы — консервативное, оперативное, лазерное. При значительном повреждении нервных волокон добиться полного восстановления зрения невозможно. Однако глаукома — не приговор, болезнь можно и нужно держать под контролем. Ранняя диагностика и адекватное лечение позволяют значительно замедлить развитие недуга, сохранить зрение и социальную активность.

Дегенерация макулы

Небольшой овальный участок напротив зрачка называется макулой. Она позволяет рассматривать мельчайшие детали предмета и различать цвета. Проблемы с ней возникают в пожилом возрасте — из-за повреждения (дегенерации) макулы центральный участок видимого изображения становится мутным. Курение, диабет и повышенное давление — основные факторы риска. С дегенеративными изменениями современная медицина пока справиться не может, заболевание не излечивается. Однако «притормозить» его развитие вполне возможно. После точной диагностики с помощью Spectralis и OCT доктор назначает оптимальное лечение — витаминотерапию, специальные инъекции, замедляющие развитие недуга препараты.

«Летающие мушки» — причина в деструкции стекловидного тела

Плавающие перед глазами нити, пятнышки и точки — неприятное явление, которое некоторым, однако, совсем не мешает. Это микроскопические частички стекловидного тела, которое заполняет пространство между сетчаткой и хрусталиком. Гелеобразная масса совершенно прозрачна, но иногда ее молекулы распадаются на крошечные, уже непрозрачные частицы — их-то и улавливает зрение. Этот процесс называется деструкцией стекловидного тела. Обычные «порхающие» мушки безобидны и не доставляют особых хлопот. Однако при появлении большого их количества, увеличении размера точек и возникновения  своеобразных «вспышек» следует незамедлительно обратиться к доктору. Возможно, произошло отслоение сетчатки, и малейшее промедление грозит полной потерей зрения. В этом случае спасти его может лишь оперативное вмешательство.

В клинике Clean View вы можете пройти весь комплекс процедур для диагностики зрения и лечения заболеваний глаз. Подробнее по телефону +7 (499) 141-13-75.