Clean View Clinic > Всё о зрении > Глазные болезни и их лечение > Глаукома: что это и как с этим бороться
22.05.2018

Глаукома: что это и как с этим бороться

Глаукома – это группа хронических заболеваний глаза ,которые сопровождаются триадой признаков:

• периодическим или постоянным повышением уровня ВГД (внутриглазной жидкости);
  • глаукомной атрофией зрительного нерва;
  • характерными изменениями поля зрения.

Потеря возможности видеть из-за глаукомы не подлежит восстановлению. По этой причине важно регулярно обследоваться у специалиста. Если заболевание распознается рано, потерю зрения можно предотвратить. Как правило, при наличии данного нарушения, человек нуждается в лечении на протяжении всей своей жизни.

По приблизительным подсчетам, около 70 млн. человек во всем мире страдает глаукомой, но только половина знает об этом диагнозе, и еще меньше получают адекватное лечение. Минимум 7 млн. пациентов с глаукомой страдают слепотой на оба глаза, и это число, к сожалению, неуклонно
растет.

Поэтому раннее выявление глаукомы имеет решающее значение, так как позволяет вовремя начать соответствующее лечение.

По механизму повышения уровня ВГД различают:

• открытоугольную глаукому;
  • закрытоугольную глаукому.

Открытоугольная глаукома- возникает в возрасте старше 35 лет. Поражаются оба глаза, но при этом патологический процесс ассимметричен, иногда существенно по времени. Чаще встречается у мужчин. Течение заболевания практически бессимптомно, до появления выраженных дефектов в поле зрения, которые заставляют человека обратиться к врачу. Иногда пациенты жалуются на чувство тяжести, распирания в глазу, ощущение ложной слезы.

В эту же группу заболеваний входит глаукома нормального давления. Характеризуется нормальным уровнем ВГД при наличии остальных характерных признаков глаукомы. Причина и механизм развития данного заболевания неизвестны .Часто сочетается с ухудшением кровообращения, в частности, при системной артериальной гипотонии, вазоспазмах,атеросклерозе, при стенозах внутренней сонной артерии и т.д.

Закрытоугольная глаукома-связана с закрытием (блоком) угла передней камеры глаза, что приводит к полной или частичной блокаде оттока водянистой влаги . Это состояние часто обусловлено определенным анатомическим строением глазного яблока. В группе риска находятся гиперметропы, пациенты с мелкой передней камерой (понять это можно только при детальном осмотре офтальмологом), пожилые пациенты. Чаще страдают женщины.

Лечение глаукомы

В зависимости от вида глаукомы, тактика лечения такого пациента различна. Это может определить только офтальмолог после детального обследования пациента. В стандарты обследования при глаукоме входят:

• суточная тонометрия (измерение ВГД дважды в день в течении 3-5 дней);
  • биомикроскопия- осмотр за щелевой лампой;
  • гониоскопия;
  • офтальмоскопия;
  • компьютерная периметрия (определение периферического зрения);

А также, как дополнительные методы исследования:

• пахиметрия,;
  • ультразвуковое исследование;
  • тонография;
  • оптическая когерентная томография

Лечение при глаукоме может быть:

• консервативное – назначение специально подобранных, в каждом случае
    индивидуально, гипотензивных капель, которые применяются на постоянной основе в
    обязательном порядке!!!
  • лазерное – наиболее эффективно на начальных стадиях открытоугольной глаукомы и
    при закрытоугольной глаукоме независимо от стадии. Методики и вид лазерного
    воздействия индивидуальны в каждом конкретном случае.
  • хирургическое лечение позволяет добиться снижения ВГД в случае неэффективности
    вышеперечисленных методов лечения. Но не избавляет пациента от необходимости
    регулярного наблюдения у офтальмолога и после операции, так как со временем
    гипотензивный эффект по определенным причинам ,к сожалению, может
    ослабевать.

Кроме того, возможна комбинация перечисленных методов лечения. Таким образом, глаукома- серьезное заболевание, требующее тщательного индивидуального подхода квалифицированного офтальмолога, и не менее ответственного выполнения всех рекомендаций и явок со стороны пациента. Только в таком тандеме можно сохранить зрительные функции и высокий уровень жизни пациента на протяжении долгих лет жизни.