Clean View Clinic > Всё о зрении > Строение и функции глаза > Диабетическая ретинопатия. Стадии
18.08.2021

Диабетическая ретинопатия. Стадии

Диабетическая ретинопатия представляет собой серьезное офтальмологическое заболевание, развивающееся на фоне диабета, при котором происходит разрушение сетчатки глаза, способное стать причиной полной потери зрения. В свою очередь, диабетическая ретинопатия: лечение – это необходимое условие для сохранения зрения у пациентов, страдающих диабетом любого типа.

Течение заболевания

При диабетической ретинопатии происходит разрушение сетчатки – чувствительной оболочки глаза, трансформирующей свет в нервные импульсы, которые затем передаются в мозг и формируют изображение. Если уровень глюкозы в крови на протяжении длительного времени остаётся повышенным, то стенки сосудов, которые отвечают за питание сетчатки, повреждаются и ослабевают, вследствие чего кровь просачивается и попадает на сетчатку глаза.

С дальнейшим течением заболевания происходит ослабление всё большего количества сосудов и появляется рубцовая ткань. В свою очередь, рубцы способны стянуть сетчатку так сильно, что произойдёт её отслойка и последующая потеря зрения.

Надо сказать, что начальные проявления заболевания могут на протяжении длительного времени оставаться незамеченными пациентом, поэтому людям, страдающим диабетом, так важно регулярно обследоваться у офтальмолога, чтобы вовремя заметить отклонения.

Основные симптомы и стадии развития диабетической ретинопатии

Симптомы данного офтальмологического заболевания проявляют себя исключительно на последних стадиях и выражаются в виде:

• снижения остроты зрения;
  • нарушения восприятия цветов;
  • появления тёмных пятен перед глазами.

Выделяют следующие стадии диабетической ретинопатии у детей и взрослых:

1. Первая стадия (непролиферативная) – характеризуется наличием в сетчатой оболочке глаза патологических изменений, проявляющихся в виде микроаневризм, небольших точечных кровоизлияний, экссудативных очагов и отёка сетчатки глаза, который локализуется в макулярной области или по ходу крупных сосудов.
  2. Вторая стадия (препролиферативная) – характеризуется наличием венозных патологий, большим количеством твёрдых и «ватных» экссудатов, интраретинальными микрососудистыми дефектами, а также множеством крупных ретинальных геморрагий.
  3. Третья стадия (пролиферативная) – характеризуется неоваскуляризацией диска зрительного нерва или иных отделов сетчатки глаза, кровоизлияниями в стекловидное тело, а также образованием фиброзной ткани в области преретинальных кровоизлияний.

Лечение диабетической ретинопатии

Лечение диабетической ретинопатии предполагает совместную работу врача-офтальмолога и эндокринолога, суть которой заключается в регулярном наблюдении, своевременной диагностике и проведении необходимого объёма лазерных и хирургических вмешательств. Только такой комплексный подход к лечению заболевания позволит сохранить зрение у пациентов с диабетом.

Наиболее эффективным методом лечения диабетической ретинопатии является лазерная фотокоагуляция, при которой изменённые участки глазного дна прижигаются лазером. Иными словами, цель проведения лазерной фотокоагуляции заключается в том, чтобы предотвратить дальнейшее функционирование новообразованных сосудов, которые представляют опасность развития инвалидизирующих изменений в глазу (отслойки сетчатки, поражения радужной оболочки, вторичной глаукомы и пр.). Подобная процедура проводится за 4-6 сеансов с перерывами между ними в один месяц. Длительность одного сеанса в зависимости от степени диабетической ретинопатии варьируется от 10 до 40 минут. За это время пациент увидит только вспышки света и услышит слабые щелчки.

Помимо лазерной фотокоагуляции, в более тяжёлых случаях (например, когда кровь из повреждённых сосудов просочилась на сетчатку или стекловидное тело) назначают витрэктомию – процедуру, подразумевающую под собой удаление стекловидного тела.

Если же заболевание было выявлено на ранней стадии, то пациенту назначается медикаментозная терапия, в рамках которой применяются специальные препаратыглазные капли с антиоксидантами и таблетки, которые снижают проницаемость эндотелия и базальных мембран.

На сегодняшний день клиника Clean View выполняет подобные лазерные процедуры, поэтому вы без труда сможете пройти полный курс лазерной фотокоагуляции в нашей клинике в Москве. Что касается стоимости такой лазерной процедуры, то цена непосредственно будет зависеть от стадии развития заболевания. Подробности можно узнать по телефону +7 (499) 141-13-75 или записавшись на консультацию в форме ниже.